Запись на диагностику

Например, 999 999 88 77

Мы знакомы
?
Запись на диагностику
Записать Вас на платную диагностику?
Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
Как к Вам Обращаться?
Ваш номер телефона:

Например, 999 999 88 77

Запись на диагностику
1
2
* - Поля обязательные для заполнения
    График работы:
    Комментарий:
    Бесплатная диагностика
    Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
    Как к Вам Обращаться?
    Ваш номер телефона:

    Например, 999 999 88 77

    Сеть логопедических центров с 2008 г
    Пн-Пт с 09:00 до 21:00 Сб-Вс с 10:00 до 19:00
    +7 (495) 979-81-78
    8 (800) 707-35-43
    Главная/Вопросы/Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

    В наше время очень сильно растет тенденция нарушения речевого развития у детей. Многие дошкольники в возрасте 5-6 лет не произносят некоторые звуки или путают схожие. Хотя в этом возрасте при нормальном развитии речи у ребенка должны самостоятельно встать все звуки речи. И многие родители поздно замечают это и почти перед самой школой бьются в поисках хороших логопедов для своих детей. Давайте разберем такое нарушение речи как фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), которое встречается сейчас чаще всего.

    Фонетико-фонематическое недоразвитие - это состояние, при котором ребенок испытывает трудности в правильном произношении звуков и фонем, которые характерны для его возраста.

    Логопед занятия с ребенком ФФНР

    Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) у детей: В чем состоит и как ему помочь

    Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) - это нарушение, которое может возникнуть у детей, у которых слух в норме и интеллект на соответствующем уровне. Основным проявлением ФФНР является замена, искажение или опущение определенных звуков в речи, что делает ее менее четкой и понятной.

    Важно отметить, что ФФНР может быть временным и связано с физиологическими особенностями развития детей. Однако в некоторых случаях дети нуждаются в логопедической коррекции и помощи специалистов для достижения правильной артикуляции и развития речи. Эта помощь может сделать значительный вклад в формирование ясной и четкой речи у ребенка, обеспечивая ему лучшие возможности в общении и обучении.

    Если не начать коррекцию фонетико-фонематического недоразвития вовремя, это может привести к ряду серьезных проблем в речевом развитии. Вот некоторые из возможных последствий:

    1. Снижение коммуникативных навыков: Ребенок может испытывать затруднения в общении с окружающими из-за непонятной или труднопонимаемой речи. Это может повлиять на его социальное взаимодействие и самооценку.
    2. Затруднения в обучении: Правильное произношение звуков и фонем важно для успешного обучения грамотному чтению и письму для подготовки к школе. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием могут столкнуться с трудностями при обучении чтению и письму.
    3. Потеря времени: Чем раньше начинается коррекция, тем быстрее и эффективнее можно преодолеть проблемы. Отсутствие коррекции может привести к затрате времени и усилий на исправление недоразвития в будущем.
    4. Психологические проблемы: Постоянные затруднения в общении и обучении могут вызвать у ребенка стресс и снижение самооценки, что в долгосрочной перспективе может привести к психологическим проблемам.
    5. Дети с ФФНР – это дети с дислалилей, дизартрией, ринолалией.

    В чем же причины фонетико-фонематического недоразвития речи

    1. Паталогии во время беременности.
    2. Родовые травмы.
    3. Вирусные заболевания ребенка, в первые года жизни.
    4. Травмы головы (ушибы, сотрясения).
    5. Неблагоприятные условия в семье.
    6. Психологические травмы.
    7. Педагогическая запущенность (мало уделяли времени развитию ребенка).
    8. Так же возможна генетическая предрасположенность.
    9. Нарушение артикуляционного аппарата.

    Симптомы и признаки ФФНР

    Как же родителям определить, что у вашего ребенка фонетико-фонематическое недоразвитие речи, для этого сейчас попробую вам рассказать симптомы и признаки, по которым можно это заподозрить, и вести ребенка к логопеду.

    Симптомы Фонетико-фонематического недоразвития у детей

    Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) — это нарушение, которое может проявляться у детей разнообразными способами и сопровождаться различными симптомами и признаками. Вот некоторые из характерных проявлений ФФНР:

    1. Замена звуков: Дети с ФФНР могут заменять определенные звуки другими или искажать их при произношении слов. Например, они могут сказать "табака" вместо "собака" или заменить звуки "р" на "л", "с" на "ш", "л" на "ль" и так далее.
    2. Искажение звуков: Искажение звуков может включать в себя произношение схожих звуков, но с неправильными артикуляционными чертами. Один из наиболее известных примеров — это горловое произношение звука "р".
    3. Смешивание звуков: Дети с ФФНР могут смешивать похожие звуки при произношении. Например, они могут путать "б" и "п", "в" и "ф", "г" и "к", "с" и "ш", "ж" и "ш", "ч" и "щ", и другие пары звуков.
    4. Выпадение звуков: Ребенок может пропускать определенные звуки в словах, что делает их менее четкими и понятными. Например, вместо "карандаши" он скажет "кадаши".
    5. Добавление лишних звуков: Иногда дети с ФФНР добавляют лишние звуки в слова, например, "палатье" вместо "платье".
    6. Затруднения в правильном произношении слогов и слов: Дети с ФФНР могут испытывать трудности в правильном произношении слогов и слов, что может сказываться на четкости и понимаемости их речи.
    7. Затруднения с артикуляцией звуков: Некоторым детям с ФФНР трудно найти правильную артикуляционную позу для произнесения звуков или они могут испытывать трудности из-за особенностей артикуляционного аппарата, такие как слабые или напряженные мышцы языка.

    При большом количестве нарушенных звуков у ребенка может возникнуть нарушение слоговой структуры слов, что приводит к произношению слов в измененной форме, например, "сипед" вместо "велосипед" или "дем" вместо "пойдем".

    Важно отметить, что симптомы ФФНР могут проявляться в разной степени у разных детей, и каждый случай уникален. Раннее обращение к логопеду и специалистам по речевой коррекции может помочь выявить и корректировать эти проблемы, обеспечивая лучшее речевое развитие ребенка.

    Диагностика детей с ФФНР

    Обследование детей с нарушением речи представляет собой важный этап, и точное его проведение позволяет выявить не только характер и тяжесть речевого нарушения, но и определить наилучший план коррекционной работы для логопеда. При диагностике ФФНР, логопед проводит комплексное обследование, включая следующие компоненты:

    1. Фонематический слух: Логопед оценивает способность различать звуки в речи и выделять их.
    2. Фонематическое восприятие: Этот аспект диагностики направлен на понимание звуковой структуры речи и способность воспринимать фонемы в слуховой речи.
    3. Звукопроизношение: Логопед анализирует, какие именно звуки вызывают затруднения в произношении.
    4. Состояние артикуляционного аппарата: Это включает в себя оценку физических аспектов артикуляции, таких как положение языка, губ, и других органов при произношении звуков.
    5. Слоговая структура слова: Логопед изучает, как ребенок строит слоги и слова, включая их акцент и интонацию.
    6. Словарный запас: Оценивается уровень словарного запаса и способность ребенка правильно использовать слова в контексте.
    7. Грамматический строй речи: Анализируется правильность использования грамматических конструкций в речи.
    8. Связная речь: Логопед оценивает способность ребенка строить связные высказывания и понимать тексты.

    Корректное проведение диагностики ФФНР позволяет разработать эффективный план коррекции, сфокусированный на конкретных проблемах, которые перечислены выше.

    Начало формы

    Что проверяет логопед

    Специалист, работающий с детьми с нарушениями в речи, проводит не только анализ звуков, которые дети могут произносить неправильно, но также уделяет внимание звукам, характерным для ранних и средних стадий развития речи. Процесс анализа включает в себя следующие этапы:

    1. Группировка дефектных звуков: Специалист классифицирует нарушения в звукопроизношении, учитывая, насколько органы артикуляции участвуют в их формировании. Он выделяет звуки раннего онтогенеза, такие как "м", "п", "б", "т", "г", "х", "с", и звуки среднего онтогенеза, например, "ы", "твердые", "мягкие", "л", и "озвончение всех согласных".
    2. Выделение смешиваемых звуков и звуков-субститутов: Специалист выявляет звуки, которые могут быть заменены на друге и которые встречаются нормально на определенных возрастных этапах развития детей.
    3. Выявление искаженных звуков из-за неправильного положения органов артикуляции: Специалист обращает внимание на звуки, которые искажаются из-за неправильного положения или движения органов артикуляции. Примерами могут служить "р" и горловое произношение.
    4. Определение звуков с постоянными заменами: Специалист выявляет звуки, которые систематически заменяются более простыми при произнесении слов.

    Анализ этих аспектов позволяет специалисту более точно определить характер и степень нарушений в речи ребенка, что, в свою очередь, помогает разработать подходящий план коррекционных мероприятий.

    Важным звеном при логопедической диагностике является строение артикуляционного аппарата. Логопед внимательно смотрит на его строение и оценивает свободу, быстроту и плавность движений артикуляционного аппарата, и как легко ребенок может осуществить переход от одного упражнения к другому.

    Что отмечается в строении артикуляционного аппарата:

    • губы - толстые, мясистые, короткие
    • зубы - редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы, верхние, нижние
    • челюсти (прикус) - открытый передний, открытый боковой односторонний или двусторонний; прогнатия (выступание верхней челюсти); прогения (выступание нижней челюсти)
    • нёбо - высокое, готическое, узкое, плоское, укороченное, низкое
    • язык - массивный, маленький, укороченная уздечка, испещренный

    Выделяют три степени тяжести ФФНР

    • Легкая форма. Затрудненное различение только нарушенных звуков. Остальной звуковой состав в норме и слоговая структура слова тоже.
    • Средняя форма. Недостаточное различение большого количества звуков, или даже их групп. Но артикуляция этих звуков в норме.
    • Глубокая форма. Ребенок вообще не различает и не слышит звуки в словах, так же не может выделить звук из слова, и рассказать последовательность звуков в словах.

    Коррекция ФФНР

    Коррекция фонетико-фонематического недоразвития (ФФНР) является важным этапом в работе логопеда и направлена на исправление проблем с звукопроизношением и фонематическим развитием у детей. В процессе коррекции ФФНР логопеды используют разнообразные методы и техники для помощи детям.

    Коррекционная работа для каждого ребенка подбирается индивидуально. Для этого нам и нужно проводить диагностику. Коррекция направлена на исправление нарушенных звуков, обучению восприятия. Таким образом, логопед готовит ребенка к письму и чтению.

    В коррекционное занятие по преодолению ФФНР входит:

    • Логопедический массаж: Этот вид массажа направлен на улучшение функциональной активности органов речи. Логопед использует специальные приемы массажа, чтобы укрепить и развить мышцы, необходимые для правильного произношения.
    • Артикуляционная гимнастика: Это комплекс упражнений, направленных на тренировку и укрепление мышц артикуляционного аппарата. Дети учатся правильно произносить звуки, которые вызывают затруднения.
    • Постановка нарушенных звуков: В рамках коррекции логопед помогает детям научиться правильно произносить звуки, которые вызывают затруднения. Это включает в себя упражнения и диктанты, которые направлены на формирование правильного артикуляционного образа.
    • Фонематическая работа: Логопеды помогают детям различать и выделять фонемы в речи, что улучшает их фонематический слух и восприятие.
    • Развитие слухового восприятия: Этот аспект включает разнообразные упражнения, направленные на улучшение способности детей слышать и анализировать звуки в речи.
    • Словообразование: Дети учатся правильно формировать слоги и слова, что помогает им улучшить свое звукопроизношение.
    • Развитие словарного запаса: Логопеды помогают расширить словарный запас детей и обучают их правильно использовать слова.
    • Упражнения для связной речи: В процессе коррекции ФФНР логопеды также работают над тем, чтобы дети могли строить связные и логичные высказывания.

    Коррекция ФФНР – это долгосрочный процесс, и успех зависит от постоянства и участия как специалистов, так и родителей. Систематические занятия, упорство и поддержка помогут детям преодолеть речевые трудности и развить навыки четкой и правильной речи.

    Артикуляционная гимнастика помогает:

    1. Устранить напряженность и скованность мышц артикуляционного аппарата.
    2. Разработать мышцы языка, губ, щек, челюсти.
    3. Научиться удерживать определенную артикуляционную позу.

    Артикуляционная гимнастика играет большую роль в постановке звуков. Для разных групп звуков существуют свои артикуляционные упражнения.

    1. Уточнение артикуляторной основы звуков раннего онтогенеза: Этот этап направлен на улучшение артикуляции звуков, таких как "А", "О", "У", "Э", "Ы", а также согласных звуков "Б", "П", "М", "В", "Ф", "Т", "Д", "Н", "К", "Г", "Х", "Й". Особое внимание уделяется коррекции этих звуков с целью улучшения фонематического восприятия и анализа звуков.
    2. Постановка звуков из различных фонетических групп: На этом этапе выбираются звуки из разных фонетических групп для первоначального обучения.
    3. Постепенная работа над звуками, которые дети смешивают в речи: Для тех звуков, которые дети часто смешивают между собой (например, "Б" и "П", "М" и "Н", "Г" и "К" и другие), проводится поэтапная коррекция.
    4. Закрепление изученных звуков через дифференциацию близких звуков: Окончательное усвоение и правильная артикуляция изученных звуков достигаются путем дифференциации близких звуков, что помогает ребенку четко различать и правильно произносить каждый из них.

    Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей школьного возраста

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, или ФФНР, не ограничивается детьми дошкольного возраста; оно может сохраняться и в школьные годы. Это нарушение проявляется в том, что дети не произносят определенные звуки или не различают схожие фонемы на слух. Коррекция ФФНР в условиях школьного логопедического кабинета представляет собой сложный и важный процесс.

    Система коррекционного обучения детей с ФФНР в школьном возрасте включает несколько ключевых направлений:

    1. Постановка отсутствующих и неправильно произносимых звуков: Один из первостепенных шагов в коррекции ФФНР - это помочь детям правильно произносить звуки, которые они ранее упускали или произносили неправильно. Этот этап важен для устранения явных произносительных ошибок.
    2. Введение поставленных звуков в речь: После того как дети научились произносить недостающие звуки, следует этап введения их в повседневную речь. Дети должны научиться использовать эти звуки в реальных словах и предложениях.
    3. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов: Этот этап важен для того, чтобы дети научились разбирать слова на составляющие звуки и собирать слова из отдельных звуков. Это умение способствует лучшему пониманию структуры слов и помогает в правильном их произношении.
    4. Автоматизация звуков: В случае детей школьного возраста, у которых уже сформировались устоявшиеся произносительные привычки, важным является этап автоматизации правильного произношения. Это означает, что дети должны научиться использовать новые звуки без усилий и ошибок в повседневной речи.

    Коррекция ФФНР у детей школьного возраста - это трудоемкий, но важный процесс. Он требует тщательной работы логопеда, сотрудничества с родителями и активного участия детей. Однако, при наличии подходящего плана коррекции и терпения, многие дети способны преодолеть ФФНР и развить ясную и четкую речь.

    Упражнения на развитие фонетической чувствительности

    Увлекательный мир звуков и слов открывается детям с помощью разнообразных упражнений. Одним из ключевых аспектов развития речи является фонетическая чувствительность. Это способность различать и понимать звуки, что является фундаментом для правильного произношения слов. Давайте рассмотрим несколько интересных упражнений, которые помогут вашему ребенку развить фонетическую чувствительность.

    Упражнение: "Различаем твердые и мягкие согласные"

    Это упражнение позволяет детям научиться различать твердые и мягкие согласные звуки.

    Цель: Учить различать звуки.

    Ход: Представьте, что у Марии большой шарик, из которого выходит воздух, и это происходит с характерным звуком "с-с-с-с" (твердо). У Пети же есть маленький шарик, и воздух из него выходит с более мягким звуком "сь-сь-сь-сь" (мягко).

    А теперь прислушайтесь и скажите, чей шарик сдувается.

    Упражнение на узнавание звука

    1. Определить наличие изучаемого гласного: Например, давайте попробуем найти гласный "а" среди разных комбинаций гласных звуков: "ау, аи, ао, аоу, оуи, уоа, уаи".
    2. Определить наличие изучаемого гласного в словах: Вам могут помочь слова, предоставленные логопедом. Главное - научиться выделять нужный гласный, особенно если он находится в начале слова.
    3. Отобрать картинки с изучаемым звуком: Пусть ваш ребенок выбирает картинки, где в названиях присутствует изучаемый звук. Это поможет ему не только узнавать звук, но и ассоциировать его с конкретными предметами.

    Эти увлекательные упражнения помогут детям развивать фонетическую чувствительность и легко воспринимать разнообразные звуки речи.

    Роль родителей в коррекции ФФНР

    Понимание и усердие родителей играют ключевую роль в эффективности коррекции фонетико-фонематического недоразвития (ФФНР) у детей. Итоги логопедической работы зависят от совместных усилий логопеда, ребенка и его родителей, что способствует более быстрому достижению желаемых результатов.

    Важным аспектом взаимодействия родителей и логопеда является следить за тем, выполняет ли ребенок домашние задания и с каким качеством он их выполняет. Родители могут сыграть важную роль в поддержке и мотивации ребенка, а также в следящей роли, чтобы убедиться, что домашние задания выполняются регулярно и правильно.

    Особенно важно внимательное отношение родителей к тому, каким образом выполняются домашние задания. Задача логопеда - сделать этот процесс интересным и игровым, чтобы мотивировать ребенка к обучению. Некоторые родители могут воспринимать это с гиперответственностью, забывая, что важно, чтобы обучение оставалось интересным. Однако, есть и такие, кто пренебрегает рекомендациями логопеда, и этим они показывают недостаточную важность занятиям и выполнению домашних заданий.

    Важно помнить, что родители и логопед - команда, работающая вместе для преодоления речевых нарушений у ребенка. Домашние задания и рекомендации предоставляются с целью ускорить процесс коррекции. Именно совместные усилия и внимание родителей к этому процессу могут привести к наилучшим результатам.

    Перспективы успешной коррекции ФФНР

    Успешная коррекция ФФНР у всех детей происходит по разному, кому-то удается понять артикуляционную позу звука за 2-3 занятия, а кому-то нужно 6 месяцев на это.

    Но тут для успешной перспективы коррекции ФФНР важно усилие всех, как грамотного логопеда, как мотивацию ребенка, так и совместное усилие родителей.

    Заключение

    Важно отметить, что дошкольный возраст считается наиболее подходящим временем для коррекции речевых нарушений. В этом возрасте ребенку легче поправить произношение звуков, поскольку неформировавшиеся артикуляционные привычки более поддаются коррекции. Это также существенно влияет на его будущее обучение в школе, поскольку успешное преодоление ФФНР снижает вероятность возникновения трудностей с письмом и чтением.

    Коррекция ФФНР — это совместный труд логопеда и родителей, работающих в паре для поддержки и прогресса ребенка.

    Ранняя диагностика является ключевым моментом в этом процессе. Чем раньше вы обнаружите речевые нарушения у своего ребенка, тем легче будет их исправить. Мы предлагаем вам бесплатную диагностику в нашем логопедическом центре "Сонор". Это может быть как очная встреча, так и диагностика в онлайн-режиме, чтобы сделать этот процесс максимально удобным для вас.