Запись на диагностику

Например, 999 999 88 77

Мы знакомы
?
Запись на диагностику
Записать Вас на платную диагностику?
Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
Как к Вам Обращаться?
Ваш номер телефона:

Например, 999 999 88 77

Запись на диагностику
1
2
* - Поля обязательные для заполнения
    График работы:
    Комментарий:
    Бесплатная диагностика
    Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
    Как к Вам Обращаться?
    Ваш номер телефона:

    Например, 999 999 88 77

    Сеть логопедических центров с 2008 г
    Пн-Пт с 09:00 до 21:00 Сб-Вс с 10:00 до 19:00
    +7 (495) 979-81-78
    8 (800) 707-35-43
    Главная/Вопросы/Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей

    Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей

    Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей.
    Количество детей с задержкой речевого развития (ЗПРР) с каждым годом увеличивается. Очень важно чтобы родители как можно раньше поняли, что с ребенком что-то не то. Важно вовремя забить тревогу, если ребенок не говорит или говорит отдельные слова, в то время как его сверстники уже говорят фразами, предложениями.ЗПРР
    К сожалению, многие родители не придают должного значения тому, что их ребенок не говорит. Ждут, что ребенок сам начнет говорить, а при этом только теряют полезное время. А иногда родители все же замечают что-то неладное, обращаются к неврологу, например. Но на их пути встречаются некомпетентные специалисты, которые не могут диагностировать ЗПРР, и также дают советы подождать до 3-х, 4-х лет. И родители к ним прислушиваются, ждут и также теряют полезное время.
    Ответственность за задержку развития, конечно, лежит на родителях. Лучше обратиться не к одному, а к нескольким специалистам, получить несколько консультаций и только потом сделать выводы.

    Рассмотрим возрастные нормы речевого развития ребенка

    • В год ребенок произносит примерно 10 простых слов: «папа», «мама», «баба», «дай», «на», «би-би», «мяу»; 
    • В два года количество слов увеличивается до 50, появляются первые фразы: «дай пить», «на бибику»; 
    • В три года активный и пассивный словарный запас увеличивается. В речи появляются предложения. Речь становится понятной для посторонних людей; 
    • В четыре года ребенок из нескольких предложений может составить рассказ. Ребенку часто задает вопросы: «почему?», «зачем?»; 
    • В пять лет может составить рассказ о том, что с ним происходило, о походе в интересное место, о том что его впечатлило, выговаривает все звуки, кроме «Р».

    Конечно, у каждого малыша свой темп развития, свои индивидуальные особенности. Поэтому заметить задержку речи на ранних этапах бывает сложно. Обычно мальчики развиваются медленнее, чем девочки. Но если ребенок не говорит в 2,5 года и даже не пытается построить простую фразу из двух слов, это один из сигналов о возможной ЗПРР и нужно обязательно обратиться к специалистам за помощью.
    Очень часто родители обращаются с жалобой, что в два года ребенок не говорит, либо говорит несколько «малышковых» слов, не пытается составить простую фразу из двух слов, не повторяет новые слова. Есть родители, которые до трех лет ждали появления речи, а речь так и не появилась. Некоторые думают, что малыш, попав с речевую среду, в сад, заговорит. Да, конечно, речевая среда важна, но если у ребенка есть патология развития ЦНС (центральной нервной системы), это вряд ли произойдет без специальных занятий.
    Обычно если ребенок не говорит до 4-х лет, ставят диагноз задержка речевого развития (ЗРР) - это когда устная речь ребенка появляется позднее в сравнении с возрастными нормами, медленно развивается. То есть у ребенка страдает только речь, а эмоциональное и умственное развитие у ребенка в норме.
    Но что же будет, если ждать и ничего не делать? Уже после 4-х лет детям могут поставить диагноз ЗПРР. К 5 годам отставание в психоречевом развитии уже очень заметно. Если же ребенок не говорит в 7 лет - уже нет надежды, что он заговорит.

    Что такое ЗПРР

    Задержка психо-речевого развития (ЗПРР) у детей - это не только нарушение речи, но и нарушение мышления, отставание в психическом, умственном развитии. У ребенка нарушается внимание, память, поведение, эмоционально-волевая сфера. Не формируются бытовые навыки. Ребенок не умеет играть со своими сверстниками. Отсутствие внутренней речи негативно влияет на его мышление. И это понятно, ведь без речи, без умения общаться со взрослым или со сверстниками, малыш не развивается, не получает новые знания, не познает мир, тормозится его психическое развитие.
    К каким же специалистам нужно обратиться в первую очередь, чтобы выявить ЗРР? - К неврологу. Помимо осмотра ребенка, невролог может назначить ЭЭГ, МРТ головного мозга, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭг и другие обследования, после постановки диагноза, назначить медикаментозное лечение.
    Психиатр может выявить есть ли у ребенка умственная отсталость, аутизм, мутизм и другие патологии, при которых речь также может отсутствовать, либо сильно отставать от возрастных норм.
    Лор проверит слух ребенка, так как бывает родители сами не могут понять, что их ребенок плохо слышит, и как следствие не говорит. Иногда вследствие перенесенных отитов у ребенка нарушается слух.
    Психолог проверит, как развивается психика, моторика ребенка, анализирует поведение ребенка.
    Логопед обследует речевой аппарат ребенка, понимание ребенком речи, может ли ребенок выполнить простые инструкции, выявляет, на каком уровне находится речь ребенка.

    Чем отличается ЗПРР от ЗРР

    Основное отличие между ЗПРР и ЗРР (задержкой речевого развития) заключается в том, что ЗПРР объединяет проблемы и задержки как в речевом, так и в психическом развитии, в то время как ЗРР фокусируется только на задержке развития речи.

    Симптомы ЗПРР

    - речь ребенка либо совсем не развита, либо очень сильно отстает от возрастной нормы;
    - ребенок плохо понимает речь, ему трудно выполнить задания по словесной инструкции, ему нужно опираться на картинки, жесты;
    - не слушает, не концентрируется, когда ему читают;
    - не играет со сверстниками в игры.


    Лечение ЗПРР должно быть комплексным. Прием лекарств, назначенных неврологом для облегчения симптомов заболевания. Психолог развивает память ребенка, внимание, корректирует поведение, дает рекомендации по адаптации ребенка в коллективе.
    Для коррекции ЗПРР обязательны занятия с логопедом. Важно, чтобы занятия были интересны ребенку, проходили в игровой форме, чтобы между логопедом и ребенком был установлен хороший контакт. Логопед делает ребенку логопедический массаж для улучшения работы мышц, для нормализации тонуса языка. Обязательна артикуляционная гимнастика, она укрепляет мышцы артикуляционного аппарата. Логопед делает массаж кистей рук, проводит игры для развития мелкой моторики (игры с прищепками, пластилином, крупой, мелкими предметами). Развивая мелкую моторику, мы стимулируем речевые зоны мозга. Проводятся игры для пополнения пассивного словаря ребенка. Логопеду необходимо многократное повторение речевого материала, чтобы ребенок его усвоил. Игры, направленные на запуск речи ребенка, на появление желания у ребенка говорить, чтобы пополнить его активный словарь. Важно чтобы занятия проходили регулярно, не реже двух раз в неделю, а лучше чаще. Логопед дает задания на дом, которые родители вместе с ребенком должны выполнять.

    Каковы причины ЗПРР

    ЗПРР возникает из-за нарушений работы центральной нервной системы (ЦНС). Возможно, мама перенесла какие-либо инфекции во время беременности. Причиной также может быть кислородное голодание (гипоксия) плода. Если были тяжелые роды (стремительные, преждевременные, было обвитие пуповины вокруг шеи). Если во время родов ребенок был травмирован. В следствие генетических хромосомных заболеваний, также может затормаживаться созревание нервных клеток, отвечающих за речь. Работа ЦНС также нарушается в следствии частых длительных тяжелых заболеваний ребенка.
    Существуют также социальные причины. Если с ребенком мало общаются, родители заняты, он предоставлен сам себе, смотрит много мультфильмов, много играет в телефонные игры. Чтобы предотвратить речвую задержку, очень важно разговаривать с ребенком с самого рождения, говорить о том, что происходит вокруг, проговаривать свои действия, называть предметы. Нужно читать книги, вместе рассматривать иллюстрации. Именно когда ребенок слышит речь взрослых, видит артикуляцию, формируется его собственная речь. Важно, чтобы речь взрослого была громкой, не быстрой, интонированной, чтобы ребенок успел отслеживать артикуляцию взрослого. А мультфильмы этого дать не могут, малыш в силу возраста не может отслеживать слишком часто меняющиеся картинки на экране, он просто пассивно наблюдает за меняющимися картинками.
    Бывает и наоборот малыша излишне опекают, контролируют. Также причиной задержки развития речи может быть тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
    Чем раньше родители обратятся к специалистам, тем больше шансов у ребенка догнать своих сверстников в развитии, учиться в обычной школе. Также важно чтобы родители выполняли рекомендации специалистов, занимались дополнительно дома.

    Не нужно откладывать решение проблем" на потом", обращайтесь к нам прямо сейчас! Для вас или вашего ребёнка диагностика абсолютно бесплатна!

    Мы проводим занятия с логопедом онлайн по удобным вам средствам связи через интернет независимо от вашего места проживания.

    Наши логопеды рады вам помочь каждый день без выходных 9:00 до 21:00 по московскому времени.

    Вы можете очно посещать наших логопедов в Москве, выбирайте район!