Запись на диагностику

Например, 999 999 88 77

Мы знакомы
?
Запись на диагностику
Записать Вас на платную диагностику?
Запись на диагностику
1
2
3
* - Поля обязательные для заполнения
Половина дня *
Первая с 9.00 до 15.00
Вторая 15.00 до 21.00

Точное время и дату при звонке согласует наш оператор

    График работы:
    Комментарий:
    Бесплатная диагностика
    Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
    Как к Вам Обращаться?
    Ваш номер телефона:

    Например, 999 999 88 77

    Сеть логопедических центров с 2008 г
    Пн-Пт с 09:00 до 21:00 Сб-Вс с 10:00 до 19:00
    +7 (495) 979-81-78
    8 (800) 707-35-43
    Главная/Вопросы/Задержка речевого развития (ЗРР)

    Задержка речевого развития (ЗРР)

    Задержка речевого развития (сокращенно ЗРР) - это нарушение, при котором происходит позднее овладение устной речью, в сравнении с возрастными нормами.

    При ЗРР происходит качественное и количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность произносимой речи, отсутствием фраз к 2 годам и связной речи к 3 годам. При задержке развития речи ребенок может говорить, однако, в сравнении с ровесниками, речь менее качественная.

    Оглавление

    Задержка речи у ребенка

    Каковы причины задержки развития речи

    Чаще всего задержка речи определяется уже до 4-х лет и представляет собой заметное отставание для этого возраста от речевой нормы. Причинами задержки речевого развития могут быть:

    • разного рода патологии беременности: недостаток кислорода у плода, травмы во время родов, недоношенность, наследственная предрасположенность, высокое внутричерепное давление, черепно-мозговые травмы, психические расстройства, снижение слуха, заболевания центральной нервной системы;
    • инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка, слабость мышц рта и лица;
    • социальные факторы: долгая разлука с мамой, чрезмерная опека , отсутствие родительского внимания," угадывание" желания ребенка, из-за чего не возникает потребности в речи, сильный испуг или психологическая травма в раннем возрасте.

    Симптомы задержки речевого развития

    Ребенок не разговаривает жесты

    Задержка речевого развития начинает проявляться уже в первые месяцы жизни малыша, но диагностировать ЗРР можно только в возрасте от 2-х лет. Выделяют следующие симптомы задержки речи у детей 2 лет:

    • в разговоре ребенок использует несколько заученных слов (при норме от 50 до 100 слов для этого возраста);
    • ребенок не интересуется новым для него словам, не повторяет их;
    • ему сложно составить короткую фразу из 2 слов;
    • плохо воспринимает речь взрослых, ребенок не понимает и не выполняет то что просят родители;
    • если не знает название частей своего тела, не знает название предметов, которые его окружают;
    • рот ребенка постоянно открыт, может наблюдаться повышенное выделение слюны, не связанное с ростом зубов.

    Задержку речевого развития могут поставить и в 3-6 лет, если:

    • речь ребенка нечеткая и совсем непонятна даже родителям;
    • темп речи ускорен, при разговоре он" проглатывает" окончания слов;
    • темп речи замедлен, в разговоре ребенок протягивает слова;
    • малышу трудно построить простые предложения из 3 слов;
    • ему трудно понять простые рассказы про недавние события или про что-то, что произойдет в будущем;
    • речь с ошибками: используются неправильные падежи, род, числа.
    Мама с ребенком. Исправление задержки речи

    Проблемы в развитии речи по возрастам

    Речь ребенка должна развиваться в соответствие с возрастом. Педиатры обычно обращают внимание на речевое развитие малыша и при подозрении на задержку речи направляют к неврологу или логопеду. На что нужно обратить внимание и в каком возрасте:

    Возраст

    Повод для обращения к врачу

    4 месяца

    Нет агуканья, гулений. Малыш безэмоционален, безучастен к обращению взрослых.

    9 месяцев

    Отсутствует повторение слогов, лепет.

    12 месяцев

    Не улыбается, не отвечает на обращения к нему.

    18 месяцев

    Не поворачивается к названному предмету, не отзывается на своё имя, имена близких, не использует в речи слова, даже упрощённые.

    2 года

    Не выполняет никаких просьб по типу" сядь"," иди ко мне", не произносит простых предложений и словосочетаний.

    3 года

    Говорит только несколько знакомых слов и фраз, которые он услышал из книг или мультфильмов. Собственная речь отсутствует или невнятна. Не понимает просьбы выполнить действие ("принеси"," найди что-то")

    4 года

    Речь понятна только родителям. Слова произносятся с искажением. Предложений не говорит. Не задает вопросов взрослым. Использует жесты как основной способ общения.

    Если становятся заметны отклонения, обязательно нужно обратиться к ряду специалистов: логопеду, психологу, отоларингологу, неврологу, психиатру, которые смогут провести комплексную диагностику. Также они могут проконсультировать по программе коррекции речи и смогут построить для ребенка план эффективной работы по развитию речи в соответствии с результатами диагностики.

    В основном, при устранении причин задержки (если это возможно) и грамотно организованной коррекционной работе, дети с ЗРР догоняют своих ровесников к школьному возрасту.

    Важно включить в работу не только специалистов, но и членов семьи. Несвоевременная или неправильная коррекция ЗРР может стать причиной отставания от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии. И такое отставание с годами может увеличиться, что может создать сложности при обучении в школе.

    К каким врачам нужно обращаться для лечения

    Обследование ребенка с задержкой речевого развития представляет собой непростую задачу, поскольку врач должен оценить, не нарушены ли другие сферы высшей нервной деятельности (игровые навыки, внимание, мышление, ориентация и т.д.).

    Чтобы назначить лечение, специалист должен провести полное медицинское обследование с целью исключить (или подтвердить) вторичный характер нарушений речевого развития на фоне других заболеваний. Именно поэтому, как правило, ребенком занимается группа врачей: невролог, педиатр, логопед и другие узкие специалисты.

    Обследование детей с ЗРР

    При задержке речевого развития на первый план выходят инструментальные методы диагностики.

    • Нейросонография - метод ультразвукового исследования внутричерепных структур, который широко используется для обследования новорожденных и детей первого месяца жизни. Позволяет выявить повреждения или нарушения в головном мозге и окружающих структурах.
    • Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга - несмотря на большую информативность в отношении органических поражений мозга, эти методы имеют ограничения для обследования детей и требуют определенных показаний к проведению.
    • Электроэнцефалографию (ЭЭГ) используют с целью исследования биоэлектрической активности головного мозга.
    • Электронейромиография (ЭНМГ) позволяет оценить работу периферических отделов нервной системы, способность нейромышечного соединения к передаче импульса и состояние самой мышцы, что может быть необходимо в случае подозрения на нарушение работы артикуляционного аппарата со стороны мышц.
    • Аудиометрия – метод оценки состояния слухового аппарата человека, позволяющий выявить различные формы глухоты.

    Так же важную роль играет обследование у логопеда. Во время диагностики логопед собирает и анализирует анамнез, а также заключения от медицинских работников. Специалист определяет актуальное речевое развитие ребенка, его зрительные и слуховые реакции, развитие мелкой и крупной моторики, особенности его коммуникации со взрослыми, определяет наличие фразы, объем активного словаря.

    Для оценки общего психического развития может понадобиться и психологическое обследование.

    Обследование аудиометрия ребенка

    Рекомендуем не откладывать поход к логопеду на завтра или на следующий месяц!

    Выясните сегодня, насколько глубока проблема и каковы ее причины.

    Бесплатная дагностика для всех!

    Определение уровня задержки

    Выделяют следующие степени задержки речи:

    Первая степень. Для нее характерно лепетание, у ребенка нет связных предложений, подражание звукам. Произносятся только отдельные слова, которые в большинстве случаев относятся к бытовым предметам.

    Вторая степень. Ребенок может говорить предложения, но они кажутся неполными или незаконченными.

    Третья степень. В речи присутствуют развернутые предложения, но есть небольшие ошибки в грамматических формах слов, произношении отдельных звуков.

    Коррекция ЗРР

    Коррекционная работа над задержкой речевого развития предполагает совместную работу логопеда и невролога. Если задержка речи оказалась из-за психологических факторов, то к работе подключается детский психолог. Коррекционная работа может отличаться, в зависимости от причины, которая стала следствием нарушения речевого развития. Если первичным фактором является негативная психолого-социальная обстановка, то ребенку нужно обеспечить гармоничную окружающую речевую среду. Необходимо стимулировать развитие речи, обогащать его словарный запас. С ребенком проводятся занятия, в ходе которых логопед использует специальные методы и приемы по запуску речи.

    Коррекция ЗРР включает в себя:

    • индивидуальные логопедические занятия с ребенком;
    • логоритмику;
    • занятия, направленные на развитие сенсорных, кинестетических и речевых навыков.

    Если необходимо, невролог может назначить медикаментозную терапию, физиотерапию, массаж. Коррекционная работа может включать семейно-родительские консультации, которые помогают выявить важные факторы, влияющие на ребенка.

    Иногда врачи могут посоветовать, в дополнении с медикаментозной и логопедической коррекцией, альтернативные способы лечения, по типу катания на лошадях (иппотерапия), дельфинотерапии и тд. Такие способы подбираются индивидуально.

    Занятия с логопедом при задержке речевого развития

    Логопед занимается с ребенок при задержке речи

    Как было написано выше, для коррекции обязательны занятия с логопедом. В раннем возрасте на занятиях уделяют особое внимание развитию мелкой моторики, лепке, рисованию, развитию словаря, формированию связной речи, особым логопедическим играм на развитие речи.

    Работа ведется по принципу" от простого к сложному", поэтапно. Занятия начинаются с подражания звукам животных, продолжают слогами и простыми словами. Только после освоения этих этапов можно переходить к построению фраз и предложений. Для успешной коррекции необходимо минимум 2 занятия с логопедом в неделю.

    Можно ли исправить ЗРР и что делать

    Если нет физических или неврологических нарушений, то высоки шансы, что коррекция завершится успешно. Начать работу надо можно раньше, в идеале - не позднее 3 лет. Если на момент обращения к специалистам ребенку было 2 года, то уже к 5-6 годам речевое развитие может прийти к норме. Эффективность работы по коррекции зависит не только от работы логопеда и врачей, но и от действий родителей. Они должны соблюдать все рекомендации специалистов, а также продуктивно взаимодействовать с ребенком: больше разговаривать с ним, использовать игры, направленные на активизацию речи.


    Не нужно откладывать решение проблем" на потом", обращайтесь к нам прямо сейчас! Для Вас или Вашего ребёнка диагностика абсолютно бесплатна!

    Мы проводим занятия с логопедом онлайн через интернет независимо от вашего места проживания.

    Наши логопеды рады Вам помочь каждый день без выходных 9:00 до 21:00 по московскому времени.

    Вы можете очно посещать наших логопедов в Москве, выбирайте район!