Задержка речевого развития (ЗРР)
Задержка речевого развития (сокращенно ЗРР) - это нарушение, при котором происходит позднее овладение устной речью, в сравнении с возрастными нормами.
При ЗРР происходит качественное и количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность произносимой речи, отсутствием фраз к 2 годам и связной речи к 3 годам. При задержке развития речи ребенок может говорить, однако, в сравнении с ровесниками, речь менее качественная.
Оглавление
- Причины задержки развития речи
- Симптомы задержки речевого развития
- Проблемы в развитии речи по возрастам
- К каким врачам нужно обращаться
- Обследование детей с ЗРР
- Определение уровня задержки речи
- Коррекция ЗРР
- Занятия с логопедом при задержке речевого развития
- Можно ли исправить ЗРР и что делать

Каковы причины задержки развития речи
Чаще всего задержка речи определяется уже до 4-х лет и представляет собой заметное отставание для этого возраста от речевой нормы. Причинами задержки речевого развития могут быть:
- разного рода патологии беременности: недостаток кислорода у плода, травмы во время родов, недоношенность, наследственная предрасположенность, высокое внутричерепное давление, черепно-мозговые травмы, психические расстройства, снижение слуха, заболевания центральной нервной системы;
- инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка, слабость мышц рта и лица;
- социальные факторы: долгая разлука с мамой, чрезмерная опека , отсутствие родительского внимания," угадывание" желания ребенка, из-за чего не возникает потребности в речи, сильный испуг или психологическая травма в раннем возрасте.
Консультация логопеда
Симптомы задержки речевого развития

Задержка речевого развития начинает проявляться уже в первые месяцы жизни малыша, но диагностировать ЗРР можно только в возрасте от 2-х лет. Выделяют следующие симптомы задержки речи у детей 2 лет:
- в разговоре ребенок использует несколько заученных слов (при норме от 50 до 100 слов для этого возраста);
- ребенок не интересуется новым для него словам, не повторяет их;
- ему сложно составить короткую фразу из 2 слов;
- плохо воспринимает речь взрослых, ребенок не понимает и не выполняет то что просят родители;
- если не знает название частей своего тела, не знает название предметов, которые его окружают;
- рот ребенка постоянно открыт, может наблюдаться повышенное выделение слюны, не связанное с ростом зубов.
Задержку речевого развития могут поставить и в 3-6 лет, если:
- речь ребенка нечеткая и совсем непонятна даже родителям;
- темп речи ускорен, при разговоре он" проглатывает" окончания слов;
- темп речи замедлен, в разговоре ребенок протягивает слова;
- малышу трудно построить простые предложения из 3 слов;
- ему трудно понять простые рассказы про недавние события или про что-то, что произойдет в будущем;
- речь с ошибками: используются неправильные падежи, род, числа.

Проблемы в развитии речи по возрастам
Речь ребенка должна развиваться в соответствие с возрастом. Педиатры обычно обращают внимание на речевое развитие малыша и при подозрении на задержку речи направляют к неврологу или логопеду. На что нужно обратить внимание и в каком возрасте:
Возраст |
Повод для обращения к врачу |
4 месяца |
Нет агуканья, гулений. Малыш безэмоционален, безучастен к обращению взрослых. |
9 месяцев |
Отсутствует повторение слогов, лепет. |
12 месяцев |
Не улыбается, не отвечает на обращения к нему. |
18 месяцев |
Не поворачивается к названному предмету, не отзывается на своё имя, имена близких, не использует в речи слова, даже упрощённые. |
2 года |
Не выполняет никаких просьб по типу" сядь"," иди ко мне", не произносит простых предложений и словосочетаний. |
3 года |
Говорит только несколько знакомых слов и фраз, которые он услышал из книг или мультфильмов. Собственная речь отсутствует или невнятна. Не понимает просьбы выполнить действие ("принеси"," найди что-то") |
4 года |
Речь понятна только родителям. Слова произносятся с искажением. Предложений не говорит. Не задает вопросов взрослым. Использует жесты как основной способ общения. |
Если становятся заметны отклонения, обязательно нужно обратиться к ряду специалистов: логопеду, психологу, отоларингологу, неврологу, психиатру, которые смогут провести комплексную диагностику. Также они могут проконсультировать по программе коррекции речи и смогут построить для ребенка план эффективной работы по развитию речи в соответствии с результатами диагностики.
В основном, при устранении причин задержки (если это возможно) и грамотно организованной коррекционной работе, дети с ЗРР догоняют своих ровесников к школьному возрасту.
Важно включить в работу не только специалистов, но и членов семьи. Несвоевременная или неправильная коррекция ЗРР может стать причиной отставания от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии. И такое отставание с годами может увеличиться, что может создать сложности при обучении в школе.
К каким врачам нужно обращаться для лечения
Обследование ребенка с задержкой речевого развития представляет собой непростую задачу, поскольку врач должен оценить, не нарушены ли другие сферы высшей нервной деятельности (игровые навыки, внимание, мышление, ориентация и т.д.).
Чтобы назначить лечение, специалист должен провести полное медицинское обследование с целью исключить (или подтвердить) вторичный характер нарушений речевого развития на фоне других заболеваний. Именно поэтому, как правило, ребенком занимается группа врачей: невролог, педиатр, логопед и другие узкие специалисты.
Занятия с логопедом
Обследование детей с ЗРР
При задержке речевого развития на первый план выходят инструментальные методы диагностики.
- Нейросонография - метод ультразвукового исследования внутричерепных структур, который широко используется для обследования новорожденных и детей первого месяца жизни. Позволяет выявить повреждения или нарушения в головном мозге и окружающих структурах.
- Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга - несмотря на большую информативность в отношении органических поражений мозга, эти методы имеют ограничения для обследования детей и требуют определенных показаний к проведению.
- Электроэнцефалографию (ЭЭГ) используют с целью исследования биоэлектрической активности головного мозга.
- Электронейромиография (ЭНМГ) позволяет оценить работу периферических отделов нервной системы, способность нейромышечного соединения к передаче импульса и состояние самой мышцы, что может быть необходимо в случае подозрения на нарушение работы артикуляционного аппарата со стороны мышц.
- Аудиометрия – метод оценки состояния слухового аппарата человека, позволяющий выявить различные формы глухоты.
Так же важную роль играет обследование у логопеда. Во время диагностики логопед собирает и анализирует анамнез, а также заключения от медицинских работников. Специалист определяет актуальное речевое развитие ребенка, его зрительные и слуховые реакции, развитие мелкой и крупной моторики, особенности его коммуникации со взрослыми, определяет наличие фразы, объем активного словаря.
Для оценки общего психического развития может понадобиться и психологическое обследование.

Рекомендуем не откладывать поход к логопеду на завтра или на следующий месяц!
Выясните сегодня, насколько глубока проблема и каковы ее причины.
Бесплатная дагностика для всех!
Определение уровня задержки
Выделяют следующие степени задержки речи:
Первая степень. Для нее характерно лепетание, у ребенка нет связных предложений, подражание звукам. Произносятся только отдельные слова, которые в большинстве случаев относятся к бытовым предметам.
Вторая степень. Ребенок может говорить предложения, но они кажутся неполными или незаконченными.
Третья степень. В речи присутствуют развернутые предложения, но есть небольшие ошибки в грамматических формах слов, произношении отдельных звуков.
Коррекция ЗРР
Коррекционная работа над задержкой речевого развития предполагает совместную работу логопеда и невролога. Если задержка речи оказалась из-за психологических факторов, то к работе подключается детский психолог. Коррекционная работа может отличаться, в зависимости от причины, которая стала следствием нарушения речевого развития. Если первичным фактором является негативная психолого-социальная обстановка, то ребенку нужно обеспечить гармоничную окружающую речевую среду. Необходимо стимулировать развитие речи, обогащать его словарный запас. С ребенком проводятся занятия, в ходе которых логопед использует специальные методы и приемы по запуску речи.
Коррекция ЗРР включает в себя:
- индивидуальные логопедические занятия с ребенком;
- логоритмику;
- занятия, направленные на развитие сенсорных, кинестетических и речевых навыков.
Если необходимо, невролог может назначить медикаментозную терапию, физиотерапию, массаж. Коррекционная работа может включать семейно-родительские консультации, которые помогают выявить важные факторы, влияющие на ребенка.
Иногда врачи могут посоветовать, в дополнении с медикаментозной и логопедической коррекцией, альтернативные способы лечения, по типу катания на лошадях (иппотерапия), дельфинотерапии и тд. Такие способы подбираются индивидуально.
Занятия с логопедом при задержке речевого развития

Как было написано выше, для коррекции обязательны занятия с логопедом. В раннем возрасте на занятиях уделяют особое внимание развитию мелкой моторики, лепке, рисованию, развитию словаря, формированию связной речи, особым логопедическим играм на развитие речи.
Работа ведется по принципу" от простого к сложному", поэтапно. Занятия начинаются с подражания звукам животных, продолжают слогами и простыми словами. Только после освоения этих этапов можно переходить к построению фраз и предложений. Для успешной коррекции необходимо минимум 2 занятия с логопедом в неделю.
Можно ли исправить ЗРР и что делать
Если нет физических или неврологических нарушений, то высоки шансы, что коррекция завершится успешно. Начать работу надо можно раньше, в идеале - не позднее 3 лет. Если на момент обращения к специалистам ребенку было 2 года, то уже к 5-6 годам речевое развитие может прийти к норме. Эффективность работы по коррекции зависит не только от работы логопеда и врачей, но и от действий родителей. Они должны соблюдать все рекомендации специалистов, а также продуктивно взаимодействовать с ребенком: больше разговаривать с ним, использовать игры, направленные на активизацию речи.
Не нужно откладывать решение проблем" на потом", обращайтесь к нам прямо сейчас! Для Вас или Вашего ребёнка диагностика абсолютно бесплатна!
Мы проводим занятия с логопедом онлайн через интернет независимо от вашего места проживания.
Наши логопеды рады Вам помочь каждый день без выходных 9:00 до 21:00 по московскому времени.
Вы можете очно посещать наших логопедов в Москве, выбирайте район!