Запись на диагностику

Например, 999 999 88 77

Мы знакомы
?
Запись на диагностику
Записать Вас на платную диагностику?
Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
Как к Вам Обращаться?
Ваш номер телефона:

Например, 999 999 88 77

Запись на диагностику
1
2
* - Поля обязательные для заполнения
    График работы:
    Комментарий:
    Бесплатная диагностика
    Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
    Как к Вам Обращаться?
    Ваш номер телефона:

    Например, 999 999 88 77

    Сеть логопедических центров с 2008 г
    Пн-Пт с 09:00 до 21:00 Сб-Вс с 10:00 до 19:00
    +7 (495) 979-81-78
    8 (800) 707-35-43
    Главная/Вопросы/Речевое развитие ребенка в семьях с разными языками

    Речевое развитие ребенка в семьях с разными языками

    Влияние билингвизма на речевое развитие ребенка

    В наше время все чаще формируются семьи, где родители и окружение ребенка говорят на разных языках. Эта ситуация создает актуальную задачу в логопедической работе – работе с детьми, воспитываемыми в двуязычной или многоязычной среде.

    Для ребенка это означает, что два языка развиваются параллельно, дополняя друг друга в сфере понимания и выражения. Большое внимание развитию речи у детей уделяют как родители, так и образовательные учреждения, стремясь обеспечить грамотность и разностороннее развитие языковых навыков.

    Однако возникают ситуации, когда два языка у ребенка могут начать смешиваться, что в конечном итоге может сбивать структуру его мировоззрения. Процесс билингвизма требует внимательного подхода: родители, сами используя разные языки, должны контролировать речь ребенка, уделять внимание ее качеству. В противном случае, речь ребенка может стать насыщенной ошибками, что в долгосрочной перспективе может повлиять на его языковое развитие.

    Смешанная семья

    Плюсы и минусы, когда родители говорят на разных языках

    Уровень развития русского языка в многоязычной семье у ребенка различен.

    Например, семья живет в России, мама итальянка, папа грек, а ребенок общается со сверстниками и учит в школе русский язык.

    В этой ситуации могут проявиться разнообразные речевые нарушения, такие как фонетика, лексика, грамматика, а также проблемы с связной речью, познавательными и психическими функциями. Если отсутствуют органические и функциональные патологии, то такие нарушения связаны с усвоением системы языка от родителей. Эти факторы могут сильно влиять на негативную сторону формирования речи у ребенка.

    Важно учитывать, что исследования также выявили позитивные черты, характерные для детей, воспитывающихся в многоязычной семье. Такие дети часто способны свободно общаться на двух языках, что может способствовать развитию их умственных способностей. Они могут мгновенно переключаться между языками, используя их в разных контекстах, что оказывает положительное воздействие на пластичность умственных процессов.

     

    Однако если у ребенка уже есть нарушения в речи и развитии, то двуязычная среда может усугубить проблемы. В таких случаях семьям необходима консультация логопеда, а в некоторых ситуациях даже помощь. Существует множество факторов, способствующих затруднениям в овладении языком, что может оказать негативное влияние на развитие ребенка в дальнейшем.

    Логопед проводит диагностику многоязычных детей тщательно, чтобы составить точную картину и выстроить индивидуальные коррекционные занятия, способствующие развитию речи и преодолению возникших трудностей.

    Основные этапы диагностики логопеда мультиязычных детей

    Диагностика, проводимая логопедом, включает в себя ряд важных этапов:

    1. Оценка структуры и подвижности артикуляционного аппарата.
    2. Обследование высших психических функций (ВПФ).
    3. Анализ уровня понимания русской речи, а также звукопроизношения, слоговой структуры, грамматических аспектов и многого другого.

    В конечном этапе диагностики также проводится изучение неречевых процессов, которые играют важную роль в успешной учебе и выявлении нарушений, таких как дисграфия и дислексия.

    Следует отметить, что у детей, воспитывающихся в многоязычной среде, и у тех, кто говорит на одном языке, могут быть сложные речевые нарушения, такие как дизартрия, алалия, ринолалия и другие, которые могут быть выявлены с помощью логопедического обследования. Также взаимодействие с родителями играет важную роль в дифференциальной диагностике речевых нарушений.

    По завершении диагностики логопед делает выводы о речевых особенностях ребенка с билингвизмом и предоставляет рекомендации для родителей и педагогов. Он также определяет, можно ли ограничиться консультацией, или же ребенку следует пройти ПМПК для определения направления коррекционно-развивающей помощи. Возможно, потребуются индивидуальные занятия в платных учреждениях.

    Этапы коррекционной работы по развитию речи у двуязычных детей

    1. Развитие фонетико–фонематической стороны речи;
    2. Формирование фонематических процессов;
    3. Устранение нарушения звукопроизношение;
    4. Развитие лексико–грамматической стороны речи;
    5. Формирование грамматического строя речи;
    6. Расширение лексического запаса устной и письменной речи;
    7. Развитие связной речи;
    8. Формирование полноценной самостоятельной речи.

    Многоязычный ребенок

    Рекомендации родителям по развитию речи

    1. Создать благоприятные условия ребенку.
    2. Не отдергивайте и не поправляйте очень часто, если ребенок сказал неправильно. Вы можете развить у него раздражительность к тому языку, на котором вы хотели бы его научить.
    3. Читайте, книги, смотрите познавательные фильмы, мультфильмы, играйте в словесные игры.
    4. Все звуки, слоги, слова и предложения произносите с ребенком правильно, в соответствии с нужным языком.

    Заключение

    И в завершении хотелось сказать, чем раньше будет обнаружена проблема и обращение к специалисту, тем быстрей и эффективнее будет предоставлена помощь. Что в дальнейшем поможет избежать психических травм, эмоциональных расстройств.

    Также ребенок будет чувствовать себя уверено, не будут проблем в детском саду, школе. И в этом огромная ответственность лежит на родителей как они сразу отреагируют, и будут взаимодействовать со специалистами, выполнять рекомендации и домашнее задание от логопеда.

    Таким образом, развитие речи у детей, которые воспитываются в многоязычной семье, во многом зависит от родителей.