Речевое развитие ребенка в семьях с разными языками
Влияние билингвизма на речевое развитие ребенка
В наше время все чаще формируются семьи, где родители и окружение ребенка говорят на разных языках. Эта ситуация создает актуальную задачу в логопедической работе – работе с детьми, воспитываемыми в двуязычной или многоязычной среде.
Для ребенка это означает, что два языка развиваются параллельно, дополняя друг друга в сфере понимания и выражения. Большое внимание развитию речи у детей уделяют как родители, так и образовательные учреждения, стремясь обеспечить грамотность и разностороннее развитие языковых навыков.
Однако возникают ситуации, когда два языка у ребенка могут начать смешиваться, что в конечном итоге может сбивать структуру его мировоззрения. Процесс билингвизма требует внимательного подхода: родители, сами используя разные языки, должны контролировать речь ребенка, уделять внимание ее качеству. В противном случае, речь ребенка может стать насыщенной ошибками, что в долгосрочной перспективе может повлиять на его языковое развитие.
Плюсы и минусы, когда родители говорят на разных языках
Уровень развития русского языка в многоязычной семье у ребенка различен.
Например, семья живет в России, мама итальянка, папа грек, а ребенок общается со сверстниками и учит в школе русский язык.
В этой ситуации могут проявиться разнообразные речевые нарушения, такие как фонетика, лексика, грамматика, а также проблемы с связной речью, познавательными и психическими функциями. Если отсутствуют органические и функциональные патологии, то такие нарушения связаны с усвоением системы языка от родителей. Эти факторы могут сильно влиять на негативную сторону формирования речи у ребенка.
Важно учитывать, что исследования также выявили позитивные черты, характерные для детей, воспитывающихся в многоязычной семье. Такие дети часто способны свободно общаться на двух языках, что может способствовать развитию их умственных способностей. Они могут мгновенно переключаться между языками, используя их в разных контекстах, что оказывает положительное воздействие на пластичность умственных процессов.
Однако если у ребенка уже есть нарушения в речи и развитии, то двуязычная среда может усугубить проблемы. В таких случаях семьям необходима консультация логопеда, а в некоторых ситуациях даже помощь. Существует множество факторов, способствующих затруднениям в овладении языком, что может оказать негативное влияние на развитие ребенка в дальнейшем.
Логопед проводит диагностику многоязычных детей тщательно, чтобы составить точную картину и выстроить индивидуальные коррекционные занятия, способствующие развитию речи и преодолению возникших трудностей.
Основные этапы диагностики логопеда мультиязычных детей
Диагностика, проводимая логопедом, включает в себя ряд важных этапов:
- Оценка структуры и подвижности артикуляционного аппарата.
- Обследование высших психических функций (ВПФ).
- Анализ уровня понимания русской речи, а также звукопроизношения, слоговой структуры, грамматических аспектов и многого другого.
В конечном этапе диагностики также проводится изучение неречевых процессов, которые играют важную роль в успешной учебе и выявлении нарушений, таких как дисграфия и дислексия.
Следует отметить, что у детей, воспитывающихся в многоязычной среде, и у тех, кто говорит на одном языке, могут быть сложные речевые нарушения, такие как дизартрия, алалия, ринолалия и другие, которые могут быть выявлены с помощью логопедического обследования. Также взаимодействие с родителями играет важную роль в дифференциальной диагностике речевых нарушений.
По завершении диагностики логопед делает выводы о речевых особенностях ребенка с билингвизмом и предоставляет рекомендации для родителей и педагогов. Он также определяет, можно ли ограничиться консультацией, или же ребенку следует пройти ПМПК для определения направления коррекционно-развивающей помощи. Возможно, потребуются индивидуальные занятия в платных учреждениях.
Этапы коррекционной работы по развитию речи у двуязычных детей
- Развитие фонетико–фонематической стороны речи;
- Формирование фонематических процессов;
- Устранение нарушения звукопроизношение;
- Развитие лексико–грамматической стороны речи;
- Формирование грамматического строя речи;
- Расширение лексического запаса устной и письменной речи;
- Развитие связной речи;
- Формирование полноценной самостоятельной речи.
Рекомендации родителям по развитию речи
- Создать благоприятные условия ребенку.
- Не отдергивайте и не поправляйте очень часто, если ребенок сказал неправильно. Вы можете развить у него раздражительность к тому языку, на котором вы хотели бы его научить.
- Читайте, книги, смотрите познавательные фильмы, мультфильмы, играйте в словесные игры.
- Все звуки, слоги, слова и предложения произносите с ребенком правильно, в соответствии с нужным языком.
Заключение
И в завершении хотелось сказать, чем раньше будет обнаружена проблема и обращение к специалисту, тем быстрей и эффективнее будет предоставлена помощь. Что в дальнейшем поможет избежать психических травм, эмоциональных расстройств.
Также ребенок будет чувствовать себя уверено, не будут проблем в детском саду, школе. И в этом огромная ответственность лежит на родителей как они сразу отреагируют, и будут взаимодействовать со специалистами, выполнять рекомендации и домашнее задание от логопеда.
Таким образом, развитие речи у детей, которые воспитываются в многоязычной семье, во многом зависит от родителей.