Запись на диагностику

Например, 999 999 88 77

Мы знакомы
?
Запись на диагностику
Записать Вас на платную диагностику?
Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
Как к Вам Обращаться?
Ваш номер телефона:

Например, 999 999 88 77

Запись на диагностику
1
2
* - Поля обязательные для заполнения
    График работы:
    Комментарий:
    Бесплатная диагностика
    Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
    Как к Вам Обращаться?
    Ваш номер телефона:

    Например, 999 999 88 77

    Сеть логопедических центров с 2008 г
    Пн-Пт с 09:00 до 21:00 Сб-Вс с 10:00 до 19:00
    +7 (495) 979-81-78
    8 (800) 707-35-43
    Главная/Вопросы/Ребенок плохо учится – что делать?

    Ребенок плохо учится – что делать?

    Многие родители сталкиваются с проблемой в школе, что ребенок плохо учится. Неуспеваемость – это отставание усваивания программы, рассчитанной на определенный временной промежуток.

    Родители считают, что неуспеваемость происходит из-за лени или малой мотивации, но это не всегда так. У ребенка могут быть другие причины проявления неуспеваемости.

    В этой статье мы разберем причины неуспеваемости ребенка и что с этим делать, как предотвратить и исправить.

    Ребенок плохо учится

    Понимание причин и факторов

    1. Незаинтересованность в обучении

    Мотивация бывает внешней и внутренней.

    У младших школьников преобладает внешняя: им важно, чтобы их хвалили и поощряли. И поэтому важно включить в свой образ воспитания ребенка похвалу, видеть больше достоинств, тогда ребенок будет стремиться к лучшему результату.

    А также важно добавить в обучение элементы игры, кто быстрее выполнит задание, тот получит приз. Можно брать меловую или маркерную доску и рисовать на ней с обучающим контекстом. Можно применять доску похвалы за каждое сделанное задание получать звездочки и потом их на что-то обменивать. Чем увлекательней процесс обучения, тем выше интерес и успеваемость.

    У подростков уже преобладает внутренняя мотивация, для чего это им нужно в будущем. Но она недостаточно сильная, потому что им хочется больше времени гулять, проводить время с друзьями, и в их жизнь врывается первая любовь. Поэтому родителям важно доносить ценность образования и чем может навредить плохая успеваемость. Важно понять еще родителям подростков, по какому методу их мотивация работает от плохого - что будет если они не будут обучаться, или к хорошему - что они в будущем достигнут, если их успеваемость будет высокая.

    2. Отсутствие индивидуального подхода

    У каждого ребенка свое восприятие информации. Некоторые дети очень хорошо воспринимают на слух, другие визуально воспринимают информацию, а другим важно ассоциировать и сопоставлять полученную информацию, а некоторые вообще механически запоминают и им важно все фиксировать и прописывать. Поэтому к каждому ученику важно подходить с индивидуально, и это помогают выявить психологические тесты, которых, к сожалению, не хватает в нашем образовании.

    3. Большое количество дополнительных занятий

    Многие родители стремятся вырастить из ребенка разностороннюю личность, и поэтому нагружают ребенка разными кружками и дополнительными заданиями. Дети учат по несколько языков, ходят на танцы, балет, гимнастику, борьбу и т.д. И это все вышеперечисленное может быть у одного ребенка сразу. Чаще если это спорт, то ребенку часто приходится вставать рано на утренние тренировки перед школой и естественно идет нагрузка, ребенок не высыпается и следствие не усваивает информацию в классе. Или вообще дело в другом, что на домашнюю работу у ребенка остается мало времени во второй половине дня, так как оно занято кружками, отсюда и неуспеваемость.

    Важно понимать, что дети все разные и не перегружать детей.

    4. Страх перед плохими оценками

    Боязнь плохих оценок мешает школьнику в обучение. Потому что ребенок боится прилюдного обсуждения оценки и ошибок в классе, а также, что его будут ругать родители.

    Важно показать ребенку, что оценки — это следствие его усвоенных знаний, а не катастрофа. Важно ребенку указывать на то, что он делает правильно, так называемое правило «Зеленой ручки». И после этого многие дети тянутся к хорошей успеваемости. Важно доносить, что плохую оценку легко исправить, просто разобрав и доучив пройденный материал.

    5. Недопонимания с учителем

    Такой фактор тоже имеет место. В данном случае важно поговорить с ребенком и педагогом наедине.

    Ребенок должен находиться в спокойной обстановке, на него нельзя давить, нужно просто его выслушать и понять причину конфликта. Так же обсудить проблему с преподавателем.
    Но если причина конфликта не решается диалогом, важно обращаться к руководству школы, чтобы они урегулировали возникший конфликт.

    6. Отсутствие примера для подражания

    Дети с самого детства копируют поведение родителей. И здесь важно отпустить ребенка и взглянуть на себя. А я соответствую тем правилам, которые вы требуете от своих детей.

    Если родитель ведет здоровый образ жизни, занимается спортом, не имеет вредных привычек, саморазвивается, читает книги и постоянно обучается. То ребенок копирует этот образ жизни и для ребенка это пример и норма.

    А если родитель вечно сидит в телефоне, смотрит телевизор и злоупотребляет вредными привычками, то ребенок обычно не видит смысла учиться и стремиться к чему-то большему.

    7. Конфликты с одноклассниками

    Если ребенок отказывается идти в школу, устраивает истерики и приходит подавленный из школы, то это тревожный звоночек, что ребенка унижают и подавляют в школе.

    Но за ребенка ничего решать не нужно, ему важно дать прожить все стадии конфликта и отстаиванию своих границ, если этого не дать ему, то в будущем он не научится этого делать. А если он совсем подавлен, отвести ребенка к психологу, который поможет пережить все эмоции и найти решение проблемы.

    Поддержка, мотивации и саморегуляции

    Саморегуляция – это способность контролировать свое личное психическое состояние. Она не дается с рождения, а развивается в процессе обучения и воспитания.

    Первый этап становления саморегуляции происходит в дошкольном периоде. Когда ребенок повторяет за взрослым все его действия, но они являются поверхностными. Здесь играет роль только само действие.

    На втором этапе становления ребенок повторяет действие за взрослым, но уже с отсрочкой во времени, также использует те же предметы, что и родитель. Здесь большая роль уже ложится на память и на накопление опыта.

    На стадии школьного обучения детей учат воссоздавать последовательность действий, что помогает школьнику овладеть мыслительному анализу.

    Что уже может ребенок по мнению Осницкого А.К. *

    В соответствии с А.К. Осницким, ребенок в определенном возрасте уже способен на ряд важных умений:

    1. Целеобразование и целеудержание: Ребенок начинает учиться ставить перед собой цели и самостоятельно стремиться к их достижению.
    2. Моделирование: Развивается способность выделять условия, необходимые для достижения поставленной цели.
    3. Программирование: Ребенок начинает понимать необходимость выбора определенных этапов для успешного достижения цели.
    4. Оценивание: Важным становится умение оценивать как промежуточные, так и конечные результаты своих усилий.
    5. Коррекция: Развивается умение оценивать результаты и корректировать свои действия для достижения цели.

    Согласно Д.Б. Эльконину, дети младшего подросткового возраста переходят на более высокий уровень учебной деятельности, включая самообразование и самосовершенствование. И. И. Чеснокова подчеркивает, что процесс саморегуляции ребенка непосредственно зависит от его самооценки.

    В подростковом возрасте школьники более активно участвуют в регуляции собственной учебной деятельности. Они начинают ставить перед собой цели, планировать свою учебную деятельность, стремятся к самостоятельности и самооценке, а также проявляют интерес к "взрослой" деятельности.

    Таким образом, развитие саморегуляции в подростковом возрасте содействует развитию познавательных процессов. Возраст от 10 до 12 лет считается временем перехода от мышления, основанного на представлениях, к теоретическому мышлению, и от памяти к логике.

    * Осницкий Алексей Константинович - доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования (ПИ РАО), Москва.

    Мотивация к учебе

    Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. 

    Виды мотивации:

    • познавательные, стремление знать больше
    • коммуникативные
    • эмоциональные
    • раскрытие своих талантов и умений
    • достижение
    • внешние – подарки или наказание

    Так же они делятся на внешние и внутренние мотивации. Внешняя – это выучить стих, чтобы мама не ругала за двойку, а внутренняя – я очень люблю математику и поэтому занимаюсь ей даже в свободное время.

    Так же хорошую мотивацию можно испортить, такими ошибками как:

    1. Занижать самооценку ребенка. Уже с самого начала говорить ребенку, что он ничего не умеет и ничего не получится.
    2. Запугивать ребенка.
    3. Иметь завышенные требования, хотя у ребенка могут быть, например ЗПР или другие виды отставания.
    4. Задаривать подарками, в следствии ребенок нацелен на получение презента, а не на хорошую учебу.
    5. Сильная загрузка ребенка секциями.

    Как же повысить эту мотивацию к учебе:

    1. Обучать в игровой форме.
    2. Поддерживать ребенка во всех его начинаниях.
    3. Небольшие награды, а маленькие презенты.
    4. Не спрашивать про оценки, а интересоваться знаниями ребенка.
    5. Убрать из жизни ребенка стрессы.

    Поддержка – это деятельность, направленная на помощь школьнику в индивидуальных проблемах, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении.

    Важно помочь обрести уверенность ребенку, подкрепить положительные качества личности ребенка, показать ребенку те качества, которые ему мешают в обучении и скорректировать их.

     В.С. Мухина (советский и российский психолог) считает, что в подростковом возрасте мотивацией для обучения служит общение со сверстниками. Подросток с вниманием относится к той учебной деятельности, которая делает его более взрослым, как в его собственных глазах, так и в глазах сверстников.

    Нормы поддержки в педагогике

    Эти нормы не только обозначают стратегии взаимодействия с ребенком, но и подчеркивают важность внимательного слушания, доверия и уважения к индивидуальным особенностям каждого маленького личности.

    1. Безусловная любовь к ребенку, принятие его таким, какой он есть.
    2. Умение поддерживать диалог с ребенком, умение слушать и слышать.
    3. Верить в ребенка, уважать его интересы границы.
    4. Верить в успех ребенка, быть готовым помочь ребенку, если ему это понадобится, и отказаться от своих оценок ребенка.
    5. Дать ребенку право выбора

    Помощь специалистов

    К специалистам родители обращаются, когда видят какие-то серьезные причины в неуспеваемости школьника.

    1. Это могут быть логопедические и нейропсихологические причины: невнимательность, низкая концентрация внимания, трудности в письме или чтение, плохой почерк, проблемы с памятью. Логопед помогает ребенку освоить нарушенные звуки, помогает устранить ошибки при чтении и письме, развивает память, внимание и мышление.
    2. Психологические причины: проблемы с адаптацией, проблемы со сверстниками, проблемы с поведением, проблемы с педагогами, школьная дезадаптация. Психолог помогает разобраться, что за психологическая причина у ребенка, и решает ее повсеместно с родителями и педагогами.
    3. Педагогические причины, решаются с помощью репетиторов, ребенок в этом случае, просто не усваивает материал.

    Подготовка детей в центре «Сонор»

    В логопедическом центре "Сонор" мы осуществляем комплексную работу по подготовке к школе дошкольников и оказываем поддержку школьникам в преодолении трудностей, связанных с нарушениями в речи, письме и чтении. Наши высококвалифицированные специалисты имеют опыт работы с детьми разного возраста и успешно применяют современные методики для эффективного развития языковых навыков.

    Важным преимуществом нашей работы является бесплатная консультация главного специалиста, которая помогает определить основные потребности и проблемы каждого ребенка. Это позволяет разработать индивидуальный план работы, учитывая уникальные особенности каждого случая.

    Наш центр также акцентирует внимание на взаимодействии с родителями, обеспечивая им информацию и рекомендации по дальнейшей поддержке развития ребенка дома.

    • Осницкий Алексей Константинович - доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования (ПИ РАО), Москва.