Психологическая подготовка ребенка к школе
Процесс перехода ребенка из детского сада в первый класс – волнительное событие для родителей, вызывающее массу переживаний еще и для самого дошкольника.
Готов ли ребенок к школе?
Что подразумевает под собой психологическая готовность к школе? Для начала необходимо разобраться в понятии «готовность к школе», которая состоит из двух ведущих компонентов – готовность физическая и психологическая. Безусловно, ребенок должен быть готов к школе физически: его состояние здоровья должно позволять в полной мере усваивать образовательную программу и не приводить к переутомлению. Ребенку, который не умеет держать правильно карандаш в руке, будет гораздо тяжелее, нежели его сверстникам, которые этим навыком обладают.
Психологическая готовность к школе – понятие более глубокое. Оно включает в себя большое количество компонентов: принятие ребенком новой для себя социальной роли и окружения; необходимость оценивать свою долю ответственности и обязанностей; адекватно реагировать на замечания и рекомендации учителя, а также следовать его инструкциям и выполнять их; наличие у ребенка внутренней мотивации учиться; способность ребенка усвоить режим и правила школьной жизни. Именно поэтому психологическая готовность ребенка к школе во многом определяет успешность адаптации на новом учебном месте.
Коммуникативные навыки
Одной из наиболее важных частей психологической готовности являются коммуникативные навыки. Коммуникативная готовность ребенка дошкольного возраста к школе – это позитивная настроенность дошкольника к новому виду общения, к новой занимаемой роли и новому кругу общения. Процесс включения в новый коллектив зачастую происходит для детей волнительно, также как и для взрослых: при смене работы даже у самых уверенных в себе людей нередко возникают переживания при встрече с незнакомыми людьми. Ребенку так же тяжело адаптироваться к новым окружающим людям: со сверстниками необходимо выстроить гармоничные, дружеские взаимоотношения, взаимодействовать с учителем, проявлять инициативу, задавать вопросы педагогам.
Общительность ребенка
Общение, которое происходит в детской группе и с педагогами, является источником разнообразной информации и необходимым условием для усвоения общественных норм и правил поведения, а также для формирования личностных особенностей ребенка, его самостоятельности. Общение вместе с тем оказывает влияние на развитие эмоциональной отзывчивости, сострадания, формирование готовности к совместной деятельности с ровесниками, формирование уважительного отношения к родителям и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, а также на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Для того, чтобы успешно сформировать у ребенка «внутреннюю позицию школьника» нужно учить его общаться со сверстниками, правильно строить взаимоотношения в коллективе.
В наши дни у детей начальных классов существуют некоторые проблемы, которые проявляются в неумении слушать друг друга, советоваться и принимать мнение другого. Многие дети способны вступать в контакт либо только с учителем, либо наоборот – не слушают педагога, а предпочитают общение со сверстниками, отвлекаясь от урока.
Развитие коммуникативности ребенка через игры
Нередко родители таких детей жалуются, что ребенку трудно выполнять домашние задания, трудно усвоить материал, который был пройден в классе на уроке. В этом случае можно смело рекомендовать родителям играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры.
Почему такие игры оказываются эффективными? Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку «примерить» на себя совершенно новый для себя образ, обыграть реальные жизненные ситуации. Попробовав себя в новой роли, ребенок учится осознавать поведение и мотивы людей, которые принадлежат к той или иной профессии, развивает свои социальные навыки, учится сотрудничеству с окружающими людьми, поскольку такие игры включают в себя определенные правила.
Ещё одной рекомендацией может служить игра «закончи рассказ», или «закончи предложение», чтобы ребёнок учился слушать и концентрировать внимание на ситуации. И, безусловно, само общение со сверстниками: в детском саду, на прогулке, на детской площадке. Для этого необходимо включать ребёнка в контакты с другими детьми. В этом случае ребенок будет получать социальный опыт, сможет осознать, что дети бывают разными, а также обстановка и ситуации общения - разнообразными.
Формирование Навыков Общения
Навык общения ребенка со сверстниками – это то качество, которое сможет создать условия для беспроблемной адаптации к новой социальной среде. Оно способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе, потому что мы знаем, что даже если ребенок физически и интеллектуально развит, он может быть не готов психологически принять новую социальную роль школьника.
Безусловно, большой успех будет иметь помощь педагогов, с которыми до школы сталкивается ребенок: логопеды, психологи, учителя. Именно поэтому большинство родителей записывают детей на подготовку к школе. Профессиональные педагоги знают о сложности протекания процесса перехода из детского сада в школу и, конечно, стараются найти индивидуальный подход к каждому будущему первокласснику, мотивируют детей, что позволяет снизить у ребенка уровень волнения и обеспокоенности.
Плавный переход к школе
Многие родители думают, что процесс перехода ребенка из детского сада в школу должен естественным образом протекать в позитивной форме: все окружающие спрашивают ребенка – готов УЖЕ к школе? Хочешь в школу ходить? Чаще всего ребенок в ответ утвердительно качает головой и улыбается, но внутренне все равно переживает: родители суетятся, покупают канцелярские товары, заставляют выбирать рюкзак, возят по магазинам за школьной формой.
Новый детский коллектив, процесс приготовлений к школе, опасения насчет нового, неизвестного места – все это способно вызвать стресс у ребенка. Для того, чтобы снизить риск его возникновения, родителям необходимо проявлять внимание и заботу по отношению к ребенку, поддерживать искренний доверительный контакт.
Поскольку родители не смогут полностью оградить ребенка от отрицательных эмоций в школе, необходимо учить ребенка грамотно вести себя в разнообразных ситуациях. Это необходимо для того, чтобы ребенок при столкновении с чем-то негативным смог рассказать об этом педагогу и родителям, поделиться своими чувствами, переживаниями. Обсуждение позитивных и негативных событий поможет ребенку находить выход из самых разных ситуаций, которые могут произойти в школе, детском коллективе.
Заключение
Таким образом, родителям будущих школьников необходимо знать особенности психологической готовности ребенка. Для того, чтобы правильно подготовить ребенка к школе, необходимо формировать у ребенка положительное отношение к школе, инициировать ребенка к общению с ровесниками, научить ребенка бороться с неудачами, стимулировать интерес ребенка к новым знаниям.