Нарушения письменной речи
Все чаще встречаются дети с серьезными проблемами в письменной речи. Мы знаем, что в письме участвуют разные анализаторы ребенка.
В логопедии есть специальный термин, описывающий нарушение письменной речи – дисграфия.
Дисграфия – это нарушение письменной речи, связанное с несформированностью ВПФ (высших психических функций). При нарушении письменной речи наблюдается повторение ошибок, которые не устраняются сами по себе, а только с помощью целенаправленного обучения.
Вся работа направлена на исправление нарушений звукопроизношения, связанной речи т.д. Письмо и чтение взаимосвязаны между собой. Ошибки в чтении/произношении сопровождаются нарушением письма.
Причины нарушения письменной речи
1. Органические причины. Различное поражение головного мозга, перенесенные инфекционные заболевания, и т.д.
2. Социально-психологические факторы. Недостаток речевого общения, педагогическая запущенность и т.д.
Дисграфия имеет 5 форм
1. артикуляторно-акустическую дисграфию.
2. акустическую дисграфию.
3. аграмматическую дисграфию.
4. оптическую дисграфию;
5. недоразвитие языкового анализа и синтеза.
Чаще в логопедических занятиях у школьников встречается смешанная форма патологии, при этом причины могут быть разные.
Симптомы нарушения письменной речи
Дисграфия может проявляться различными симптомами, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Некоторые распространенные симптомы нарушения письменной речи:
1. не пишет заглавные буквы;
2. путает при написании слов буквы, звуки;
3. меняет местами слоги, буквы в словах, переставляет целые слова во фразах;
4. добавляет при написании слов лишнюю букву, звук или пропускает их;
5. пишет не связанные между собой слова в предложении;
6. медлительность при письме;
7. слова до конца не дописывает;
8. смещение строк, неразборчивый почерк;
в письме происходит замена печатных букв на прописные буквы и наоборот.
Профилактика
Чтобы предотвратить нарушение письменной речи ребенка, надо начинать занятия еще задолго до начала обучения грамоте. Дети, страдающие сложными нарушениями письменной речи, нуждаются в помощи логопеда, так как специфические ошибки просто так школьными методами не преодолеешь.
Часто требуется комплексная работа специалистов и родителей при устранении нарушений письменной речи, так как родители играют важную роль для достижения хорошего результата в поставленной цели.
Диагностика нарушений речи
Диагностика нарушений письменной речи представляет собой комплексное и систематическое исследование, которое позволяет определить характер и степень нарушений. Процесс диагностики может быть разделен на несколько этапов:
1. проверка письменных работ ребенка;
2. проверка общего и речевого развития ребенка;
3. проверка ЦНС, зрения, слуха, мелкой моторики;
4. проверка звукопроизношения, связанной речи и т.д;
5. изучение окружения ребенка, эмоциональной обстановки в семье;
6. оценка неврологического, физиологического и психологического здоровья ребенка.
Проверка письменной речи происходит только после проверки устной. Ребенку с дисграфией даются задания на списывание текста, диктант, чтение слогов, слов, текстов и т. д. В конце выносится логопедом заключение. Проверка устной речи диагностируется с помощью письменных упражнений.
Коррекция письменной речи
Логопедические занятия по коррекции нарушения письменной речи направлены на развитие:
1. внимания, памяти, мышления, слуха, мелкой моторики;
2. словарного запаса детей;
3. связанной речи;
4. фонематического и слогового анализа и синтеза;
5. грамматического строя речи;
6. буквенного гнозиса.
Дети на логопедических занятиях учатся составлять правильные грамматические конструкции и развивают словарный запас. В дальнейшем они будут выражать свои мысли связно, понятно и последовательно. Это помогает улучшить не только коммуникативные навыки, но и подготовить ребенка к успешному обучению в школе.
Родители всегда должны принимать участие в решении проблемы нарушений письма.
Чтобы предотвратить нарушения письменной речи, не следует:
1. Заставлять ребенка читать очень долго по времени.
2. Усаживать его за прочтение больших текстов, писать огромные диктанты.
3. Кричать на ребенка или огорчатся, если у него не получается, показывать свое раздражение.
Детям очень полезно давать задания на составление слов из магнитных букв, кубиков с буквами, складывать из палочек буквы, слова писать на листе, песке– это очень хорошо сказывается на зрительном восприятии. А диктанты тренируют восприятие слуховых анализаторов.
Сеть логопедических центров «Сонор»
Записаться на прием / Получить консультацию вы можете по телефону:
+7 (495) 979-81-78 , 8 (800) 707-35-43.