Дислалия у детей
Что такое Дислалия
Дислалия у детей представляет собой дефект звукопроизношения у людей, с нормальным слухом и сохраненной работой речевого аппарата. В речи ребенок искажает звуки, переставляет их местами и пропускает. Если не исправить речевые нарушения вовремя, то они отразятся на письме.
При разговоре человек задействует произносительные органы, управляемые головным мозгом. Данные органы можно разделить на три отдела: дыхательный, голосовой и артикуляционный. Для появления звука необходима струя воздуха, которую обеспечивают легкие, бронхи и трахея. Голосовые связки, расположенные в гортани колеблются, производя звук. Надгортанный отдел включает в себя твердое мягкое нёбо, носовую и ротовую полость. Все они взаимосвязаны между собой.
Причины появления дислалии
Существует несколько факторов, из-за которых появляется дислалия. Одним из них является дефекты строения органов артикуляции: короткая подъязычная связка, неправильное строение зубов, объем языка, строение нёба, аномалии прикуса. Так же появлению данного недуга может способствовать двуязычие в семье – когда родители общаются на двух разных языках. Также прблема может вознизкнуть от недостатка в общении с ребенком, недостаточное развитие фонематического слуха.
Как исправить
Чем раньше будет проведена коррекционная работа, тем успешнее будет протекать речевое развитие ребенка. До пятилетнего возраста артикуляционный аппарат еще недостаточно сформирован, но занятия по его развитию принесут лишь пользу. Пока дефекты произношения не закрепились, работу нужно начинать в дошкольном возрасте.
Формы дислалии
Дислалию можно разделить на несколько форм.
Функциональная дислалия
При данной форме не наблюдается аномалий в строении артикуляционных органов. Развитие речевой деятельности страдает, при ослабленном иммунитете, нарушении фонематического слуха, неблагоприятное речевое окружение, например, родители, подражающие искаженной речи малыша, тем самым лишь закрепляют дефект. Речь, складывается в ходе коммуникации, поэтому при минимальном общении отмечается ее позднее становление.
Функциональная дислалия включает в себя 3 формы:
Акустико-фонематическая дислалия
Фонематический слух занимает особое место в образовании речи. Если он нарушен, то ребенок испытывает значительные трудности в выборе нужной фонемы. Поэтому получается замена одного звука на другой на основании схожести признаков, что приводит к ошибочному восприятию сказанного.
Артикуляторно-фонематическая дислалия
Произносительная система имеет достаточно сложную структуру. Из-за несовершенства органов речи – малыш выбирает другой звук с наиболее простой артикуляцией. Другой случай, когда артикуляционный аппарат сформирован, но ребенок продолжает заменять время от времени одни звуки на другие. Малыш может говорить слово как правильно, так и неправильно.
Артикуляторно-фонетическая дислалия
Неверное положение артикуляторных органов сопровождается искаженным произнесением звуков. Акустически он схож с правильным, но необходима работа, направленная на освоение нового набора движений. Реже при данной форме встречается пропуск фонемы. Чаще всего страдает произнесение переднеязычные не взрывные согласные и соноры. Применяются определенные термины в зависимости от нарушенного звука:
- ротоцизм – нарушено произношение Р, Рь;
- ламбдацизм – при дефектах произношения Л, Ль;
- сигматизм – искажение произнесения как свистящих, так и шипящих;
- йотацизм – нарушено произношение Й;
- каппацизм – нарушено произношение К, Кь;
- гаммацизм – нарушение произношения Г, Гь;
- хитизм – нарушение произношения Х,Хь.
Если звук заменяется другой фонемой, то есть к выше перечисленным терминам добавляется приставка пара-.
Механическая дислалия
Она возникает в результате аномального строения органов артикуляции: зубов, неба (высокое), языка (широкий, узкий), челюсти (неправильное соотношение верхней и нижней челюсти), короткая уздечка.
Как происходит диагностика дислалии
Проводимая логопедом диагностика начинается со сбора информации о беременности матери, родах, заболеваниях которые перенес малыш в раннем детстве, о развитии (когда появилось гуление, лепет, первые слова), оценивает состояние зрения и слуха, уточняет, наблюдались ли у невролога, какие препараты назначены.
Далее проходит осмотр строения органов артикуляции. Логопед просит выполнить различные упражнения, выявляя имеющиеся недостатки.
Следующим этапом для определения дислалии идет оценка устной речи, определяя дефекты произношения и их характер. При диагностике важно обратить внимание на скорость речи, дыхание, голос. Так же логопед использует специальный материал, с целью выявления состояния фонематического слуха, который необходим для различия фонем между собой.
В конце диагностики специалист определяет форму и вид дислалии, а так же вариант неправильного произношения (ламбдацизм, каппацизм и т.д). При необходимости дает рекомендации на посещение специалистов в области медицины.
Как ведется коррекционная работа по устранению дислалии
Коррекция дислалии состоит из трех основных этапов.
1. Сначала специалист начинает работу с установления контакта с малышом. Логопед использует различные методы, направленные на включение ребенка в занятия. На подготовительном этапе проводится работа по развитию фонематических и психических процессов (память, внимание, мышление), развитие артикуляционной и мелкой моторики, формирование правильного дыхания.
2. На втором этапе формирования первичных произносительных навыков логопед начинает работу по постановке проблемного звука, после чего постепенно вводит его в речь. Затем автоматизирует фонему в слогах, словах, предложениях, пересказах. Недостаточно введения звука в речь, ребенку необходимо научиться отличать его от других, то есть, проводится дифференциация твердых – мягких, звонких – глухих.
3. На третьем этапе отрабатываются коммуникативные навыки во всех условиях речевого взаимоотношения. Логопед использует различные пособия с нужными звуками.
Успех по преодолению дислалии зависит от возраста и индивидуальных особенностей малыша, регулярности занятий, и самое важное - участием родителей на протяжении всего периода коррекции.
Советы родителям по профилактике дислалии
Предотвратить появление дислалии помогут следующие рекомендации:
- Ранее выявление аномалий артикуляционного аппарата.
- С первых дней жизни разговаривайте как можно больше с ребенком. Комментируйте все, что делаете, обращайте внимание на разные предметы и возможные действия с ними. Речь должна быть четкой, с хорошо видимой артикуляцией.
- Создайте благоприятную обстановку для развития. Предоставьте возможность малышу общаться с разными людьми, например со сверстниками во дворе, посещение развивающих кружков спортивного или творческого направления. Создание условий для физической активности, частые прогулки на свежем воздухе - позволит малышу повысить сопротивляемость организма к различным заболеваниям, влияющим на развитие речевой деятельности.
- Неоднократно учеными доказано, что чем лучше будет развита мелкая моторика (точные движения кистей и пальчиков), тем лучше будет развита речь малыша. Поэтому очень полезны игры с пластилином, конструктор, пирамидки, игры-шнуровки и многое другое.
- Если ребенок ограничен в употреблении твердых продуктов, то вероятнее всего сформируется неправильный прикус, который окажет негативное влияние на речь. Поэтому, уменьшите употребление мягких продуктов.
- Не игнорируйте консультации логопеда в дошкольном возрасте ребенка. Регулярные проверки у специалиста помогут выявить речевые нарушения и устранить их, пока у малыша не закрепился дефект.
Заключение
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. При нормальном строении слухового и артикуляционного аппарата дислалию называют функциональной. Она проявляется в виде нарушения воспроизведения одного или нескольких фонем наблюдается у ребенка, когда он осваивает систему произношения. Причины могут быть как биологическими, так и социальными.
Дислалия поддается коррекции. Главное – своевременное выявление нарушений, а так же регулярные коррекционные занятия с логопедом.
В центре СОНОР диагностика проводится бесплатно. Индивидуальные логопедические занятия длится 35 минут, коррекционная работа которых составляется исходя из проблем ребенка. В наших центрах логопед проводит массаж, артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры, связного высказывания. После каждого занятия обязательно выдается домашнее задание для достижения стойкого и быстрого результата.
Специалисты центра СОНОР сделают все, что бы ваш ребенок овладел грамотной и красивой речью.