Дисграфия
Что такое дисграфия
Дисграфия – это нарушение письменной речи, которое проявляется в трудностях с написанием слов и букв, а также в общем нарушении графического процесса. Этот диагноз может оказать существенное воздействие на учебный процесс и повседневную жизнь человека.
Кому и чем мешает дисграфия
Дисграфия, в первую очередь, затрагивает детей в школьном возрасте, оказывая влияние на учебный процесс. Эти дети могут испытывать трудности при подготовке к школе, в написании домашних письменных заданий, контрольных работ, а также в формулировании своих мыслей на бумаге. Недостаточное владение графическим процессом может снизить уровень самооценки и мотивации ученика.
Может ли дисграфия пройти сама
В отдельных случаях дисграфия может частично уменьшаться с возрастом, но полное естественное исчезновение данного нарушения вряд ли возможно. Однако с возрастом и активной поддержкой со стороны специалистов, дети могут научиться справляться с трудностями.
Требуется ли коррекция и кто лечит дисграфию
Для эффективной коррекции дисграфии требуется своевременное вмешательство специалистов. Логопеды и дефектологи специализируются на работе с детьми, сталкивающимися с нарушениями письменной речи. Индивидуальные занятия, направленные на развитие навыков грамотного письма, а также использование современных методик и технологий, могут существенно улучшить состояние ребенка с дисграфией.
Причины Дисграфии
Дисграфия у детей может иметь множество причин, включая физиологические и социально-психологические аспекты.
Физиологические причины
- Травмы головы во время родов или первые месяцы жизни.
- Инфекции матери во время беременности
- Вредные привычки матери во время беременности.
- Использование некоторых медикаментов во время беременности.
- Недоношенность.
Социально-психологические причины
- Общение в семье на нескольких языках: Дети, воспитывающиеся в многоязычной среде, иногда сталкиваются с трудностями в освоении письменных навыков на каждом из языков.
- Педагогическая запущенность: Негативные воздействия слишком строгого или, наоборот, недостаточно структурированного обучения могут сказаться на развитии письма.
- Недостаток речевого общения со взрослыми и детьми
- Нестабильная психологическая обстановка в семье: Конфликты в семье и нестабильная атмосфера могут плохо воздействовать на письменные навыки ребенка.
- Слишком раннее или позднее обучение грамоте, чтению и письму.
Виды дисграфии
Специалисты выделяют несколько ее видов, каждый из которых обладает своими характерными особенностями.
- Аграмматическая дисграфия: Этот вид характеризуется тем, что ребенок путает падежи, неправильно использует суффиксы, испытывает сложности в употреблении окончаний и склонений. Здесь основная проблема связана с грамматическими аспектами письма.
- Артикуляционно-акустическая дисграфия: Этот вид может быть связан с нарушениями артикуляции и звукопроизношения. Ребенок может испытывать трудности в передаче звуков в письменной форме.
- Акустическая дисграфия: В данном случае ребенок неправильно воспринимает парные звуки, такие как Б – П, В – Ф, С – З, Ш – Ж, что может сказываться на правильном написании слов.
- Оптическая дисграфия: Ребенок может терять часть буквы, фиксироваться на отдельных элементах букв, а также добавлять свои знаки к буквам. Этот вид дисграфии может быть связан с визуальными нарушениями восприятия.
- Дисграфия, обусловленная нарушенным анализом и синтезом: Дети с этим видом дисграфии путают слоги, переставляют, пропускают буквы, а также могут путать местами окончания.
Важно отметить, что в большинстве случаев у школьников наблюдается смешанный тип дисграфии, где причины могут быть как органическими, так и социально-психологическими одновременно. Раннее выявление и коррекция этих расстройств с использованием подходящих методик и поддержки специалистов помогут облегчить процесс освоения навыков письма у детей.
Какие симптомы или ошибки на письме у детей являются проявлением дисграфии
Дисграфия у детей может проявляться различными симптомами и ошибками в процессе письма. Вот несколько характерных проявлений, которые могут указывать на наличие этого расстройства:
- Пропуск букв и слогов: Например, слова “прошла” вместо "прощала", "жадые" вместо "жадные", "ишка" вместо "игрушка";
- Перестановка букв и слогов: Пример, слова "оноко" вместо "окно", "" "звял" вместо “взял", "пеперисал" вместо “переписал”.
- Недописывание букв и слогов: слова “дела” вместо"делала", "собак" вместо "собака".
- Наращивание слов лишними буквами и слогами: Например, "тарава", вместо "трава", "катораые" вместо "которые", "бабабушка“ вместо "бабушка".
- Искажение слова: Например, "хабаб" вместо "храбрый", "щуки" вместо "щёки", "спеки" вместо "с пенька".
- Слитное написание слов и их произвольное деление: "насто" вместо "на сто", "подстулом" вместо "под стулом", "у стала" вместо "устала".
- Неумение определить границы предложения в тексте: “Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером”;
- Замена одной буквы на другую: Например, "трюх" вместо "трех", "ромащка" вместо "ромашка", "шапаги" вместо "сапоги".
- Нарушение смягчения согласных: Например, "васелки" вместо "васильки", "смали" вместо "смяли", "кон" вместо "конь".
При замеченных подобных трудностях важно обратить внимание родителей и педагогов на возможное наличие дисграфии и обеспечить поддержку со стороны специалистов для коррекции и облегчения процесса обучения.
Диагностика
Психолого-логопедическая диагностика дисграфии представляет собой комплексное исследование, направленное на выявление различных аспектов, связанных с письменной речью у детей. Специалисты проводят следующие виды диагностики:
- Изучение письменных работ и ошибок: Анализируются образцы письма, выявляются характерные ошибки, которые могут указывать на наличие дисграфии.
- Оценка общего уровня речи: Проводится анализ уровня развития устной и письменной речи для определения общей языковой компетенции ребенка.
- Выявление нарушений артикуляционного аппарата: Исследуется произношение звуков для выявления возможных проблем в артикуляции.
- Оценка объема словарного запаса: Анализируется объем и разнообразие используемых слов, что может дать представление о словарном запасе ребенка.
- Анализ звукопроизношения, слухового восприятия и разделения фонем: Исследуются навыки восприятия звуков и их правильного произношения.
Дополнительно к указанным методам, специалисты проводят практические тесты, такие как списывание печатных и рукописных текстов, написание предложений после прослушивания, описание картинок, разделение слов на слоги и выделение структуры предложений.
На основе полученных данных, логопеды-дефектологи разрабатывают индивидуальные программы коррекции, учитывая характер ошибок, степень выраженности дисграфии и другие особенности нарушений. Это позволяет эффективно подходить к процессу коррекции и обеспечивать более точные результаты.
Коррекция нарушений письменной речи: эффективные методики и советы
Когда речь идет о коррекции нарушений письменной речи у детей, это означает использование комплекса методик, направленных на устранение трудностей при освоении письма при нормальных интеллектуальных способностях ребенка.
Основная цель коррекционной работы — не только устранение дефектов в письменной речи, но и развитие широкого спектра навыков.
Логопед играет ключевую роль в выявлении и анализе проблем при чтении и письме у дошкольников и школьников.
Процесс коррекции письменной речи включает в себя следующие цели:
Цели Коррекционной работы по дисграфии
- Развитие зрительного восприятия: Улучшение способности правильно воспринимать и анализировать визуальную информацию.
- Совершенствование языкового анализа: Работа над анализом на уровне слога, слова, предложения и текста.
- Формирование связной речи: Развитие умения строить логически связанные высказывания.
- Улучшение слуховой памяти и концентрации слухового внимания: Тренировка навыков восприятия и запоминания слуховой информации.
- Развитие зрительной памяти: Улучшение способности запоминать и воспроизводить визуальную информацию.
- Развитие мелкой моторики рук: Обучение правильной технике держания ручки и развитие моторных навыков.
- Расширение словарного запаса: Активная работа над увеличением словарного запаса у детей.
Вовлечение родителей в процесс коррекции: Родители играют ключевую роль в успешной коррекции нарушений письменной речи. Важно создавать игровую среду, например, составлять слова магнитными буквами. Это не только улучшает зрительное и моторное восприятие, но также делает процесс обучения увлекательным. Диктанты также являются эффективным инструментом для тренировки слухового восприятия.
Поиск профессиональной помощи: Если у вас есть заботы о письменной речи вашего ребенка, профессиональные логопеды готовы предоставить диагностику и коррекцию. Запись на диагностику осуществляется по телефону +7 (495) 979-81-78.
Совместные усилия специалистов, родителей и самого ребенка позволяют эффективно справляться с трудностями и создавать благоприятное окружение для развития письменных навыков.
Не нужно откладывать решение проблем" на потом", обращайтесь к нам прямо сейчас! Для вас или вашего ребёнка диагностика абсолютно бесплатна!
Мы проводим занятия с логопедом онлайн по удобным вам средствам связи через интернет, независимо от вашего места проживания.
Наши логопеды рады вам помочь каждый день без выходных 9:00 до 21:00 по московскому времени.
Вы можете очно посещать наших логопедов в Москве, выбирайте район!