Шепелявость у детей
На сегодняшний день у многих детей наблюдается шепелявость. Это выглядит как неправильное произношения шипящих звуков (Ш, Ж, Щ, Ц), а по научному это называется – сигматизм шипящих звуков. В этой статье мы рассмотрим что это такое, как проявляется, как причины этого нарушения, методы избавления и профилактики.
Основные виды шепелявости
Логопеды выделяют семь основных видов шепелявости, которые могут повлиять на четкость и понятность речи у детей. Дополнительно, к этому списку можно добавить и другие варианты шепелявости, включая:
- Межзубный сигматизм: Язык вытягивается между зубами, создавая звук, аналогичный английскому звуку "th".
- Носовой сигматизм: Звук Ш заменяется "храповым" звуком, напоминающим звук Х, из-за неправильного прохождения воздуха через носовую полость.
- Боковой сигматизм: Воздух не проходит по языку, а направляется в щеки, создавая хлюпающий звук.
- Губно-зубной парасигматизм: Воздух идет по зубам к нижней губе, что вызывает замену звука Ш на звук Ф.
- Призубный парасигматизм: Вместо звука Ш произносится Т, из-за неправильного положения языка и зубов.
- Свистящий парасигматизм: Звук Ш заменяется на звук С.
- Шипящий парасигматизм: Звук Ш смягчается до звука Щ.
Кроме того, следует отметить, что современная логопедия предлагает различные методы исправления этих нарушений, включая специальные упражнения артикуляционной гимнастики, логопедические игры и индивидуальные занятия под руководством специалиста. Успешное преодоление шепелявости зависит от своевременного выявления проблемы и комплексного подхода к ее коррекции.
Причины шепелявости у детей
Шепелявость, являющаяся расстройством артикуляции речи, может иметь разнообразные причины, включая как врожденные, так и приобретенные факторы. Важно учитывать, что у одного ребенка могут наблюдаться несколько причин одновременно, что усложняет диагностику и коррекцию данного явления. Вот основные причины шепелявости:
- Неправильное строение речевого аппарата: В эту категорию входят аномалии, такие как неправильный прикус, короткая подъязычная уздечка или форма небного свода (готическое небо), которые могут мешать правильной артикуляции звуков.
- Травмы лица: Повреждения лица, в том числе ротовой полости, могут привести к нарушению функционирования речевого аппарата и вызвать шепелявость.
- Сниженный физический слух: Недостаточно хорошо развитый слух или его нарушения могут затруднить контроль за произношением звуков и способствовать появлению шепелявости.
- Неполный комплект зубов: Отсутствие или неполный комплект зубов может повлиять на правильное формирование звуков, включая шипящие звуки, и вызвать шепелявость.
- Наследственная предрасположенность: В некоторых случаях шепелявость может быть унаследована от одного или обоих родителей, особенно если у них также были подобные проблемы в детстве.
- Недоразвитие речи из-за педагогической запущенности: Недостаточное внимание к развитию речи со стороны педагогов или родителей может привести к недоразвитию артикуляционных навыков и возникновению шепелявости.
- Психологические проблемы: Психологические факторы, такие как инфантильность или детские травмы, также могут оказывать влияние на формирование речи и вызывать шепелявость.
Понимание этих причин помогает в эффективной диагностике и коррекции шепелявости у детей, а также определении индивидуальных подходов к каждому случаю.
Правильная артикуляция
Правильная артикуляция шипящих звуков является важным аспектом развития речи у детей. В особенности, звуки Ш и Ж требуют особого внимания и правильной техники для их произношения.
Звуки Ш и Ж
- Позиция губ и языка:
- Губы слегка выдвигаются вперед.
- Передняя часть языка в виде чашки поднимается к верхним альвеолям, создавая щель для прохождения теплой воздушной струи.
- Боковые края языка поднимаются и плотно прижимаются к верхним коренным зубам.
- Мягкое нёбо поднимается и закрывает проход в носовую полость.
- При произнесении звука Ш, голосовые складки разомкнуты, а при Ж — сомкнуты и вибрируют.
- Характер звуков:
- Звук Ш — глухой, горло не вибрирует.
- Звук Ж — звонкий, сопровождается сильной вибрацией в горле.
Звук Ч
Правильная артикуляция:
- Звук Ч произносится как ТЬШЬ.
- Кончик языка сначала образует смычку с корнями верхних резцов, а затем оттягивается назад к альвеолям, создавая сильную воздушную струю.
- Корень языка приподнимается, приближаясь к твердому нёбу.
- Мягкое нёбо поднимается и плотно закрывает проход в носовую полость, голосовые складки при этом разомкнуты.
Звук Щ (ШЬ)
Техника произнесения:
- Губы выдвигаются вперед, а кончик языка поднимается к альвеолям.
- Создается щель, через которую проходит теплая воздушная струя, а боковые края смыкаются с верхними зубами.
- Язык напряжен, а его корневая часть приподнята.
- Нёбная занавеска закрывает проход в носовую полость, а голосовые складки разомкнуты.
Звуки Ч и Щ всегда глухие и требуют особого контроля при произношении.
Ребенок шепелявит - что делать?
Коррекция шепелявости: Ключевые аспекты и методы
Шепелявость, являющаяся расстройством артикуляции речи, требует комплексного подхода к коррекции, включающего различные медицинские и логопедические мероприятия. Разберем основные этапы и методы коррекции данного нарушения:
Идентификация причин и устранение факторов
Один из первостепенных шагов в коррекции шепелявости - это выявление и устранение факторов, способствующих неправильному произношению звуков. Например, при наличии неправильного прикуса может потребоваться стоматологическое вмешательство, такое как ношение капп или брекетов. Оперативное вмешательство со стороны стоматолога-хирурга может потребоваться при короткой подъязычной связке. Нарушения дыхания, вызванные аденоидами, могут потребовать специализированного лечения или операции.
Логопедическая работа
Логопедическая коррекция шепелявости включает ряд методов и процедур:
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика: Упражнения, направленные на укрепление и контроль артикуляционных и дыхательных мышц, играют важную роль в процессе коррекции.
- Логопедический массаж: При наличии серьезных нарушений речи может потребоваться логопедический массаж, включая общий или шейно-грудной массаж, для улучшения мышечного тонуса и контроля.
- Постановка и автоматизация звуков: Основная задача - обучить ребенка правильно произносить звуки и автоматизировать их использование в речи.
- Развитие фонематического слуха: Тренировка слуха для различения и правильного восприятия звуков речи.
Этапы коррекции
- Подготовительный этап: Формирование правильной артикуляции звуков, позиции языка, губ и зубов, а также коррекция дыхания.
- Постановка звука: Использование различных методов, таких как подражание, логопедические зонды и упражнения для формирования правильного произношения.
- Автоматизация: Обучение ребенка использовать правильные звуки в различных контекстах, включая слоги, слова, предложения и тексты.
Дополнительные мероприятия
При наличии сопутствующих проблем параллельно с коррекцией шепелявости проводится работа над другими аспектами речи, такими как структура слова, лексика, грамматика и фонематический слух.
Важно отметить, что успех коррекции шепелявости зависит от индивидуального подхода к каждому ребенку и сотрудничества специалистов различных областей, таких как логопеды, стоматологи и неврологи.
Осложнения
Если в дошкольном возрасте не исправить шепелявость, то могут возникнуть проблемы с обучением в школе, письмом, возможны стоматологические проблемы из-за неправильного дыхания или положения языка, так же психологические проблемы в общении. Невнятная речь мешает социализироваться среди ровесников.
Профилактика шепелявости
Для предупреждения шепелявости необходимо посещать стоматолога, вовремя убирать ЛОР проблемы, а при обнаружении дефектов речи сразу обращаться к логопеду.