Запись на диагностику

Например, 999 999 88 77

Мы знакомы
?
Запись на диагностику
Записать Вас на платную диагностику?
Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
Как к Вам Обращаться?
Ваш номер телефона:

Например, 999 999 88 77

Запись на диагностику
1
2
* - Поля обязательные для заполнения
    График работы:
    Комментарий:
    Бесплатная диагностика
    Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
    Как к Вам Обращаться?
    Ваш номер телефона:

    Например, 999 999 88 77

    Сеть логопедических центров с 2008 г
    Пн-Пт с 09:00 до 21:00 Сб-Вс с 10:00 до 19:00
    +7 (495) 979-81-78
    8 (800) 707-35-43
    Главная/Вопросы/Моторные нарушения речи

    Моторные нарушения речи

    Роль артикуляционных движений в развитии речи у детей

    Большинство движений артикуляционных органов, которые дети выполняют во время еды, тесно связано с речевой моторикой. Наиболее важные этапы, через которые проходят дети в процессе питания, помогают формировать двигательные схемы для самостоятельной вокализации. Даже незначительные физиологические нарушения в ротовой полости могут существенно повлиять на нормальные процессы питания, что, в свою очередь, отражается на общении и поведении.

    Моторные нарушения речи

    Сосание и его значение для сенсомоторного развития

    Сосание — первая и ключевая функция новорожденного, которая играет важную роль в развитии артикуляции и сенсомоторных навыков. Это движение может как активизировать, так и замедлять развитие ребенка. С возрастом сосательные движения становятся более дифференцированными, переходя в гуление и лепет, где первые согласные звуки требуют плотного смыкания губ. Такая тонкая координация необходима как при грудном кормлении, так и при использовании бутылочки.

    Период лепета (6-9 месяцев)

    К 6–9 месяцам, когда лепет достигает пика, плавные движения губ помогают ребенку всасывать или выплевывать жидкость, а также перемещать пищу в процессе кормления с ложки. Этот этап критически важен для будущих речевых движений, так как именно здесь закладывается база для артикуляции.

    Освоение оральных функций (6-8 месяцев)

    С возрастом ребенок осваивает все больше оральных функций, которые служат важной предпосылкой для развития речевой моторики. К 6–8 месяцам он уже способен глотать густую пищу и небольшие твердые кусочки. В это время ребенок начинает использовать движения языка, такие как протрузия (вытягивание вперед) и разгибание-вытягивание.

    Год: Навыки питья и перемещения пищи языком

    К году ребенок уже может пить из чашки и глотать более крупные кусочки пищи. В этом возрасте может наблюдаться легкая протрузия языка, но движения разгибания-вытягивания исчезают. Ребенок учится перемещать пищу языком из центра рта к бокам и использовать верхние резцы или десны для захвата пищи, направляемой нижней губой.

    Полтора года: Развитие координации губ и челюстей

    К 1,5 годам ребенок достигает устойчивого положения при удержании стакана челюстями. Верхняя губа закрывает край стакана, что способствует лучшему смыканию губ. Движения разгибания и втягивания языка, а также протрузия уже отсутствуют. Теперь ребенок может легко глотать твердую пищу, слегка сжимая губы при необходимости, а также поднимать кончик языка при глотании. Губы остаются закрытыми во время жевания, что предотвращает вытекание пищи.

    Два года: Формирование моторного стереотипа

    К двум годам у ребенка формируется устойчивый моторный стереотип при хватании и удержании стакана. Ребенок способен держать стакан зубами, а движения губ становятся независимыми от движений челюстей. Ребенок глотает без потери пищи и без слюнотечения, поднимая кончик языка при глотании. Он уже способен есть пищу любой текстуры, перемещая еду по ротовой полости, и демонстрирует точные движения языка и губ в процессе жевания.

    Кормление и развитие речевых навыков

    Кормление и речь тесно связаны между собой благодаря развитию орального автоматизма — рефлекторных движений, связанных с приемом пищи. Эти рефлексы способствуют формированию орального праксиса и словообразования. Сосательные и глотательные рефлексы, являющиеся основой речевого произношения, в норме функционируют без отклонений, но могут нарушаться из-за спастичности или атетозной симптоматики.

    Виды проблем с орально-моторной функцией

    Орально-моторные нарушения затрудняют формирование и произношение звуков, препятствуя естественному развитию речи у детей. Наиболее распространенные типы этих нарушений включают:

    • Дизартрия
      Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. В отличие от афазии, дизартрия характеризуется ограниченной подвижностью органов речи, что затрудняет артикуляцию звуков.
    • Апраксия речи (оральная апраксия)
      Апраксия речи — это сложное нейропсихологическое нарушение, при котором нарушается нормальное построение и произношение речи. Апраксия не связана с несостоятельностью или слабостью мышц артикуляционного аппарата и не является следствием умственного отставания. Это состояние влияет на способность мозга корректно управлять последовательностью движений, необходимых для создания звуков речи.
    • Диспраксия — это нарушение двигательного планирования, при котором человек испытывает трудности с координацией и последовательным выполнением движений, необходимых для повседневной деятельности. Это расстройство не связано с мышечной слабостью или нарушением интеллекта, но влияет на способность мозга правильно управлять движениями тела. Диспраксия может проявляться в виде моторной неловкости, проблем с мелкой моторикой, трудностей в освоении навыков самообслуживания и речи, поскольку нарушается оральный праксис (движения, необходимые для произношения звуков).

    Причины проблем с орально-моторной функцией

    Орально-моторные проблемы у детей могут возникать по ряду причин, связанных с нарушениями в развитии центральной нервной системы (ЦНС) и окружающими условиями. Наиболее частые причины диспраксии и других речевых проблем:

    • Перинатальные нарушения
      Часто орально-моторные нарушения возникают в отдаленном периоде после минимального перинатального повреждения ЦНС. В основе этих расстройств лежат функциональные нарушения высших корковых функций, которые играют ключевую роль в формировании орального праксиса.
    • Факторы, связанные с патологией беременности
      К таким факторам относят заболевания матери, токсикозы, а также аномальное течение беременности, которое может повлиять на развитие нервной системы ребенка.
    • Аномальное течение родов
      Продолжительные или сложные роды, длительный безводный период, а также экстренное кесарево сечение могут стать факторами, повышающими риск нарушения моторной координации у ребенка.
    • Патологии у новорожденных
      Небольшая асфиксия, недоношенность или переношенность, а также затяжная неонатальная желтуха могут негативно повлиять на формирование оральных навыков.
    • Неблагоприятные социальные и педагогические условия
      Сенсорная депривация и недостаточное внимание к ребенку также могут спровоцировать проблемы в моторном развитии.
    • Генетическая предрасположенность
      На сегодняшний день не исключена и генетическая природа диспраксии. В некоторых семьях наблюдаются наследуемые моторная неловкость и неуклюжесть, которые могут передаваться детям.

    Методы диагностики диспраксии

    Комплексная диагностика диспраксии у детей позволяет выявить моторные нарушения и исключить другие возможные причины, что важно для разработки дальнейших коррекционных программ.

    1. Клинико-анамнестические данные
      • Большинство детей с диспраксией имеют неблагоприятный перинатальный анамнез с задержкой моторного и речевого развития.
      • Характерные особенности включают истощаемость внимания, трудности с засыпанием, повышенную тревожность, неуклюжесть и неустойчивость позы.
    2. Электрофизиологические исследования
      • ЭЭГ позволяет подтвердить функциональный характер нарушений мозга.
      • Вызванные потенциалы (когнитивные, зрительные, соматосенсорные, слуховые) оценивают реакцию мозга на стимулы, выявляя сенсорные трудности.
      • ЭНМГ помогает исключить органические причины нарушений.
    3. Нейропсихологическое обследование
      • Тесты и пробы (пробы Хеда, Озерецкого, «кулак-ребро-ладонь», прыжковый тест) выявляют трудности с выполнением движений.
    4. Логопедическое обследование
      • Детям с диспраксией сложно удерживать и повторять артикуляционные позиции, что затрудняет произношение звуков. Несмотря на это, лексическое и грамматическое развитие может соответствовать норме.

    Важность ранней диагностики и междисциплинарного подхода

    Своевременное выявление диспраксии позволяет разработать эффективные методы помощи и предотвращения осложнений. Междисциплинарный подход, включающий логопедов, нейропсихологов, неврологов и педиатров, необходим для полной оценки состояния ребенка и эффективной работы по коррекции нарушений.