Запись на диагностику

Например, 999 999 88 77

Мы знакомы
?
Запись на диагностику
Записать Вас на платную диагностику?
Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
Как к Вам Обращаться?
Ваш номер телефона:

Например, 999 999 88 77

Запись на диагностику
1
2
* - Поля обязательные для заполнения
    График работы:
    Комментарий:
    Бесплатная диагностика
    Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
    Как к Вам Обращаться?
    Ваш номер телефона:

    Например, 999 999 88 77

    Сеть логопедических центров с 2008 г
    Пн-Пт с 09:00 до 21:00 Сб-Вс с 10:00 до 19:00
    +7 (495) 979-81-78
    8 (800) 707-35-43
    Главная/Вопросы/Во сколько лет дети начинают говорить

    Во сколько лет дети начинают говорить

    Речь — это способность излагать свои мысли окружающим. Она является неотъемлемой частью жизни человека. Именно от речи зависит развитие общества в целом. Важно понимать, что помимо произнесения слов, необходимо их понимание и обратная связь.

    На развитие малыша оказывает влияние беременность, успешные роды, здоровье матери, а так же наследственность. По мнению многих специалистов, речь начинает развиваться во время беременности. Поэтому маме рекомендуют разговаривать с малышом, когда он еще в утробе. После рождения, структуры головного мозга, отвечающие за речевые умения и слух - активно развиваются. Нет строгих норм, когда малыш должен начать говорить, у всех развитие протекает индивидуально, а те нормы, которые приняты – это лишь средние показатели.

    Первые голосовые реакции (плачь, крик), которые различаются интонационно, родители не должны оставлять без внимания. Так ребенок информируют родителей, о каких - либо нуждах. Другими словами, это является началом коммуникации малыша с окружающими.

    Мама дети

    Развитие речи у младенцев

    Период младенчества принято считать от двух месяцев до года. Самый долгожданный момент для родителей, когда ребенок пробует воспроизводить первые слова. Но необходимо проявить терпение – развитие происходит постепенно. В первый месяц жизни малыш старательно прислушивается к голосу матери, а к двум отвечает улыбкой. Особая эмоционально - двигательная реакция, которая сопровождается замиранием, радостными вскриками, улыбкой, а так же активными движениями, свидетельствует о начале периода младенчества.

    Важно, как можно больше разговаривать с малышом ласковым голосом. Удовлетворяя потребности, создавая комфортные условия, эмоциональное общение для ребенка, вы подготавливаете почву для дальнейшего развития. Внимательный родитель может заметить, что со временем, даже плачь младенца различается интонационно. Спустя некоторое время, малыш начинает гугукать (в два-три месяца). Услышав в 3-4 месяца, как ребенок произносит последовательно несколько слогов (пя-пя-пя, на-на-на), родители принимают это за слова. Но такая форма речи называется лепетной, она пока не осознанная. Постепенно малыш экспериментирует, сочетая между собой разные звуки, пытается копировать артикуляцию взрослого и подражать звукам природы. Понимая, что к нему обращаются, энергично жестикулирует в ответ и улыбается.

    Для каждого этапа психофизического развития необходимо создать благоприятные условия. Поэтому в данный возрастной период родители должны сделать все возможное для удовлетворения основных потребностей малыша. Чувствуя себя комфортно, безопасно, не испытывая стрессовых ситуаций - он учится доверять окружающему миру, который сейчас представляют родители.

    Мама и ребенок

    К году малыш начинает говорить первые простые слова из двух слогов в среднем до пятнадцати осознанных слов (мама, дай, папа). Меняется поведение и потребности малыша. Он становится привередливым, чуть что не так – плачет, капризничает, ребенка как будто подменили. Это связано с переходом на следующий этап психофизического развития – раннее детство. Не стоит резко реагировать на такую форму поведения. В этом случае надежным помощником для вас и малыша будет терпение. Все ваши действия влияют на длительность кризисного периода, а так же дальнейшее развитие.

    Понемногу словарный запас ребенка расширяется, и ребенок в 1,5 года уже начинает строить фразу из двух – трех слов (существительное + глагол), что является началом связного высказывания. Когда в речи примерно 50-60 слов, то фразовая речь становится информативнее. В данном возрастном периоде родители постоянно должны разговаривать с малышом, четко проговаривать название предметов, действия, которые можно выполнять с игрушками, использовать прилагательные, рассматривать картинки тем самым расширяя его кругозор и пополняя активный словарь. К двум годам дети должны начать говорить с четким произношением гласных А, О, У, И. Допускается замена Ы, Э на И, Е. Ребенок все чаще использует речь вместо жестов, но она еще имеет много недостатков.

    На третьем году жизни у ребенка возникает активный интерес ко всему, что его окружает, а само понимание речевой деятельности расширяется. Взрослым в данный период ребенок начинает задавать множество вопросов, и ему необходимо объяснять названия, действия и  причины. Пополняется пассивный и активный словарь, дети трех лет начинают активно использовать глаголы, местоимения, прилагательные и некоторые предлоги. В общении еще продолжает использовать простые предложения, но облегченных слов становится меньше и меньше.

    К концу года дети могут начать рассказывать о том, что произошло, чего хочет, получается пересказать небольшие сказки, правильно ответить на многие вопросы по содержанию. Артикуляционный аппарат еще не совершенен, поэтому твердые звуки могут заменяться на мягкие, звонкие на глухие, звуки с сложной артикуляцией на более простую. Особенно тяжело даются слова с течением согласных и многосложные слова.  Так как данный возрастной период дети впитывают информацию как губка, родители должны особое внимание уделять своей речи как разговаривая с самим ребенком, так и в его присутствии.

    Факторы, влияющие на развитие речи

    Освоение речи далеко не простой процесс. На ее развитие влияют комплекс аспектов (языковой, педагогический, нейропсихологический и лингвистический). Чтобы ребенок своевременно начал говорить, нужны благоприятные условия. Поговорим о  них подробнее.

    Одна из важнейших составляющих – это восприятие речи окружающих. Для этого механизма задействованы органы чувств, которые тесно связаны между собой. Овладевая речью необходимо подражать артикуляции, слышать произношение, а так же контролировать свое произношение. Анатомо-физиологическая структура органов речи и физиологическое дыхание влияют на становление речевой деятельности. Соответственно, если у малыша имеются какие-либо нарушения, то страдает речевой акт в целом.

    Необходимое условие развития речи малыша - это социум, в котором  он находится. Важно что бы малыш слышал пример правильной, эмоционально - окрашенной речи. Потребность в положительных эмоциях необходима на протяжении всех периодов развития. Чтобы научиться говорить, нужна практика.

    Ближайшее окружение должно способствовать речевому развитию ребенка, помочь ему преодолевать робость, формировать желание узнавать новое и общаться, познавать окружающий мир. Не стоит давать ребенку большой объем информации, трудные слова, стихи, не подходящие возрасту, настойчиво требовать правильного произношения звуков и слов. Такая позиция может вызвать у ребенка потерю желания к общению, а речевых нарушений станет еще больше.

    Ребенок должен видеть в вас помощника, опору и поддержку, а не бояться произносить не правильно слова. Семьи, в которых царит понимание, доброта, забота и внимание сохраняют тем самым психическое здоровье и способствуют речевому развитию.

    Таким образом, нарушения здоровья, негативное влияние окружения, строгое воспитание в семье, наличие вредных привычек матери, острые и хронические заболевания во время беременности, влияют на формирования речевой деятельности малыша.

    Когда необходимо обратиться за помощью к специалисту?

    Как мы говорили ранее, строгих норм, когда ребенок произносит слова - нет. У каждого ребенка свой темп развития, свои условия и окружение. Но это не значит, что можно сложить руки и думать, что само все пойдет. Стоит обратить внимание на течение беременности, были ли сложности во время родов, на доречевой период. С 6 до 12 недель ребенок начинает гулить.

    В начале второго полугодия жизни малыша начитается лепетная речь (бессвязные слоги), в 11- 12 месяцев первые осознанные слова, а к полутора годам и простые фразы. Если вы видите, что речевое развитие значительно отстает от приблизительных норм, то не стоит дожидаться трех лет и обратиться к логопеду. Специалист проведет диагностику, возможно, даст рекомендации обследоваться у специалистов медицинской организации, для выявления полной картины и составления плана дальнейшего развития.

    Не думайте, что логопед занимается только исправлением дефектов речи. Развитие психических компонентов, мелкой и общей моторики, органов артикуляции, интеллекта – это все очень взаимосвязано при обучении речи. Именно логопед подберет для вашего ребенка задание на развитие данных компонентов, с учетом ведущей деятельности.

    Что же могут сделать родители для того что бы ребенок развивался полноценно?

    На самом деле воспитание ребенка довольно не простая задача для родителей. Ребенок начинает реагировать на все, что вокруг него происходит сразу после рождения. Поэтому с первых дней родитель должен понимать, что все его действия оказывают влияние на развитие малыша. В результате постоянного общения на слухоречевой памяти закрепляются азы, которые будут совершенствоваться и со временем перерастут в лепет, слова, фразы.

    Можно выделить несколько рекомендаций родителям направленные на речевое развитие малыша.

    1. Разговаривайте. Комментируйте все, что делаете вы и окружающие. Называйте предметы и действия, которые с ними можно совершать.
    2. Позвольте экспериментировать. Прежде чем ученый сделал открытие, он провел не один десяток экспериментов. Так же и малыш - он пробует сочетать разные звуки, слоги, видя вашу артикуляцию, пытается подражать и поверьте, для него огромное достижение, когда в итоге получается новый звук.
    3. Развитие понимания речи. Начните обучение разговору с выполнения элементарных инструкций. (Принеси кубик, куклу, положи куклу на кровать и т.д). Понимание речи окружающих, создает базу для собственной речи.
    4. Пример правильной речи. С двенадцати месяцев, разговаривая с ребенком, не стоит намеренно искажать звуки, так как формируется не правильный образ родного языка. Следите за своим произношением. Разговаривайте спокойным голосом, не спешите, с выражением, звуки и слова поговаривайте отчетливо.
    5. Читайте книги, пойте. Воспитывать любовь к художественному слову нужно с детства. Это помогает правильно строить предложения, развивает мышление, воображение, расширяет словарный запас ребенка, а так же развивает интеллект. По такому же принципу влияет пение.
    6. Положительные эмоции – благоприятно влияет на общее развитие. Новые знания воспринимаются намного лучше, если подкреплены эмоциями. Так новые знания приносят радость и чувство успеха. Чем необычнее подача информации, тем ярче он смотрит на окружающий мир.
    7. За помощью к специалисту. Если вы заметили какие – либо отклонения от нормы, не откладывайте посещение логопеда или же психолога в долгий ящик. Специалист окажет помощь в развитии малыша, ответит на все интересующие вопросы, скажет, на что обратить внимание, какие игры лучше использовать, что делать, если его речь не развивается, ребенок не переходит от лепетной речи к словам.

    В каких случаях нужна помощь логопеда?

    За помощью специалиста необходимо обращаться если:

    • У ребенка есть заболевания в области неврологии или хронические заболевания;
    • Наличие детской речи, которая понятна только ребенку и близкому окружению;
    • Произношение значительно отстает от уровня развития речи сверстников;
    • Замкнут, как будто вас не слышит, чаще всего использует жесты, чем речь, с трудом выполняет просьбы;
    • наблюдается агрессивное поведение, в начале беседы с малышом;
    • в 2 года жизни бедный словарный запас (менее 10 слов);
    • В возрасте от 3 до 5 лет страдает слоговая структура, нарушено произношение многих звуков, использует бессмысленные слова, отсутствует фразовая речь, страдает внимание и память.
    • Если вы видите, что ребенок заменяет твердые на мягкие, звонкие на глухие согласные, допускает грамматические ошибки в окончаниях, упускает предлоги. Испытывает значительные трудности при пересказе небольшого рассказа и при заучивании стишков.

    Заключение

    Таким образом, речь необходима для полноценной жизни в обществе. Зоны коры головного мозга, отвечающие за речь, начинают развиваться, когда ребенок находится в утробе матери, поэтому во время беременности говорите с ребеночком, а так же тщательно следите за своим здоровьем. С момента рождения происходит активное становление всей речевой деятельности, которая проходит в несколько этапов: гуление, лепет, первые слова, простые фразы, связное высказывание.

    Лучше всего записывать, когда появилась та или иная стадия. Разговаривайте с малышом как можно чаще. Важно вовлекать его в беседу, задавать вопросы, играть в развивающие игры, работать над пониманием речи, давая несложные поручения, а так же развивать мелкую и общую моторику.  Все это совершенствует работу органов артикуляции, подготавливает ребенка к речи и способствует полноценному развитию. Обязательно читайте сказки и пойте песни. Такая деятельность способствует расширению словарного запаса, является образцом грамматически правильной речи.

    Своевременное выявление речевых нарушений поможет предотвратить закрепление дефекта. Логопед расскажет вам о нормах развития, даст все необходимые рекомендации, при необходимости составит индивидуальный план коррекции, направленный на развитие слабых сторон малыша. Эффект зависит не только от специалистов, но и от активности родителей. В комплексе работа по развитию будет проходить гораздо успешнее.