Как научить ребёнка читать - методики обучения чтению
Когда начинать обучение чтению
Все родители для своего ребенка хотят, чтобы он был образованным человеком и в будущем имел большие перспективы в жизни. Первым шагом для ребенка является дошкольное образование, так как школьная программа на данный момент построена так, чтобы ребенок, приходя в первый класс уже умел правильно читать, различать звуки, буквы и т.д.
У большинства родителей возникает вопрос, а почему до школы надо научить ребенка грамотно читать, если это учат в школе?
Психологи и педиатры рекомендуют начинать учить чтению ребенка с 4 лет, а лучше с 5-6 лет. Так как у большинства детей вырабатывается четкое произношение слов, развивается словарный запас, мыслительная деятельность, память, внимание, мышление, различие звуков и четкое произношение слов.
Готов ли ваш ребенок учиться читать: 11 важных вопросов
Обучение чтению ребенка является сложным процессом.
Чтобы понять, готов ли ваш ребенок осваивать чтение, обратите внимание на следующие вопросы:
- Умеет ли ребенок различать «больше-меньше», «толстый-тонкий» и т.д.
- Умеет ли обобщать предметы по их признакам.
- Правильно ли произносит слова, предложения.
- Умеет ли рассказывать последовательно историю, произошедшую с ним или услышанную.
- Умеет ли составлять предложения, логически мыслить.
- Умеет ли ребенок концентрироваться на одном виде деятельности долгое время?
- Проявляет ли интерес к буквам, слогам, книгам.
- Любит ли ребенок когда ему читают вслух.
- Умеет ли ребенок слушать и при этом не перебивать.
- Понимает ли обращенную речь.
- Развита ли у ребенка память, внимание, мышление.
Желание читать: что сделать, чтобы ребенку понравилось чтение
Не каждый ребенок любит читать. Поэтому лучше сформировать у ребенка желание читать уже с дошкольного возраста:
- Читайте с рождения.
- Сделайте чтение игрой для ребенка.
- Не бойтесь повторений.
- Учите стихи с ребенком.
- Пусть книги выбирает ребенок.
- Подбирайте правильные аргументы.
- Читайте сами, чтобы ребенок брал пример с вас.
- Не заставляйте ребенка, учится читать, не упрекайте его, что он не умеет читать.
- Если ребенок захотел поделиться своими мыслями и мнением о сказки при чтении или после, выслушайте его.
- Сочиняйте с ребенком, истории, сказки, рассказы.
Чтобы научить ребенка читать, его надо для начала познакомить со звуками и буквами.
Объясните ребенку, что звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими, что звуки это то, что мы произносим, слышим, а буквы это то, что мы пишем, видим. Изучая на первых этапах буквы, превратите свое занятие в интересную игру. Показывайте букву, произносите ее вместе с ребенком и просите, чтобы он сам ее произнес, изученную букву находите в словах, лепите из пластилина, рисуйте, чтобы закрепить у ребенка ее в памяти. После этого составляйте из букв слоги и произносите слоги, чередуя гласные и согласные между собой. Как выучили слоги, попросите, чтобы он нашел слог среди других слогов или в слове, после слогов составляйте слова из слогов, сначала простые потом усложняйте, прочитывайте слова по слогам. И в конце, когда у ребенка, получается, прочитать хорошо по слогам попросите прочитать целое слово.
Методики обучения чтению для дошкольников
К обучению чтению детей дошкольного возраста помогают методики:
1. Кубики Зайцева
Помогают ребёнку освоить буквы, слоги, а также понять, в чём разница гласных и согласных, глухих и звонких звуков.
Игра и визуализация: Кубики Зайцева состоят из специальных кубиков, на каждой из шести граней которых нарисованы буквы, звуки, картинки и рифмы. Дети могут играть с этими кубиками, взаимодействуя с разными аспектами чтения через игру. Это позволяет детям ассоциировать буквы с звуками и изображениями, что укрепляет понимание.
2. Карточки Домана
Помогают ребёнку запоминать слова целиком, от простых к сложным.
"Карточки Домана" содержат изображения предметов, животных, людей и других объектов, а также соответствующие им слова. Родители или педагоги показывают детям эти карточки, одновременно называя слова. Визуальное и аудиальное восприятие объединяются, что помогает детям устанавливать связь между изображением и словом.
3.Методика «Занять высоту»
Суть в том, чтобы поставить навык чтения на небольшом подмножестве букв. Выберите буквы. Затем с помощью карточек выучите эти буквы, а потом составьте из них слоги: «во», «са», «га», «со». Начните лучше с открытых слогов и не берите гласные, которые смягчают согласные.
Когда ребёнок научится их читать, дайте ему короткие слова: гот, сок, вот.
4. Методика Марии Монтессори
Ребёнок сначала рисует букву и только потом должен произнести её. Вырежьте буквы и наклейте их на картонные таблички или на картонку. Попросите ребёнка пальцем обвести контур букв и назвать звук
5. Методика Ольги Соболевой
Рассчитана на детей 5 лет. Ребенок запоминает буквы с помощью стихотворений, рисунков или лепки. При этом вместе с обучением чтению у ребенка развивается мышление, память и внимание.
Советы родителям по поддержке чтения и подготовки к школе
- Позаботьтесь о развитии памяти, внимания, мышления, поведения, воображение, речь. Так как если ребенок будет развит со всех сторон, то ему будет легче усваивать школьный материал;
- Не старайтесь сразу быстро пройти программу первого класса;
- Хвалите за успехи ребенка;
- Если ходите на подготовку к школе выполняйте всегда домашние задания;
- Взаимодействуйте со специалистами;
- Старайтесь все занятия проводить в игровой форме, так как у детей игра является лучшим занятием для детей;
- Не давите на ребенка эмоционально, не заставляйте его;
- Проводите занятия, когда у ребенка хорошее настроение;
- При занятиях чтению и вообще. Придерживайтесь понятия "от простого к сложному";
- Просите, чтобы ребенок читал вслух, про себя, обсуждайте прочитанный рассказ, учите стихотворения, песни;
- Называйте буквы как звуки;
- Продолжительность занятия должна быть от 15 до 35 мин.
Игра как ключевой элемент обучения чтению в дошкольном возрасте
Наиболее эффективным способом для занятий является игра в дошкольном возрасте. Превращайте свои регулярные занятия в игры и сделав их постоянными, вы добьетесь своей цели.