Запись на диагностику

Например, 999 999 88 77

Мы знакомы
?
Запись на диагностику
Записать Вас на платную диагностику?
Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
Как к Вам Обращаться?
Ваш номер телефона:

Например, 999 999 88 77

Запись на диагностику
1
2
* - Поля обязательные для заполнения
    График работы:
    Комментарий:
    Бесплатная диагностика
    Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
    Как к Вам Обращаться?
    Ваш номер телефона:

    Например, 999 999 88 77

    Сеть логопедических центров с 2008 г
    Пн-Пт с 09:00 до 21:00 Сб-Вс с 10:00 до 19:00
    +7 (495) 979-81-78
    8 (800) 707-35-43

    Хитизм

    Что такое хитизм

    Хитизм — это нарушенное произношение звука "Х", его мягкой пары "Хь", или их отсутствие. Можете услышать такое понятие, как "парахитизм". Это также нарушение звукопроизношения, при котором "Х" заменяют другими звуками – "К", "С", "Т"; "Хь" – "Кь", "Сь", "Гь".

    Зачем нам нужно знать о хитизме

    Понимание хитизма важно для хорошего общения. Если мы говорим правильно, нас легче понимают, и это влияет на наше самочувствие, работу и отношения с другими людьми. Важно особенно следить за произношением у детей, потому что если проблемы решаются сразу, им легче будет учиться и общаться.

    Кроме того, знание о хитизме помогает лучше понять, как работает речь. Это помогает родителям, учителям и логопедам выявлять и исправлять проблемы в произношении, чтобы люди могли лучше разговаривать.

    Хитизм

    Родители и педагоги – это те, кто непосредственно общается с ребенком и может вовремя заметить нарушения в произношении звуков, их отсутствие, замену или искажение. Однако многие обращаются к логопеду с нарушениями "Р", "Рь", "Л", "Ль", "С", "Сь", "З", "Зь", "Ш", "Ж". Редко кто обращает внимание на звук "Х" и его мягкую пару "Хь". Мало статей посвящено этим звукам. Чаще в литературе, в социальных сетях можно найти информацию о звуках "К", "Г", которые с "Х" стоят в одной группе.

    Речь будет правильной, красивой только тогда, когда все звуки родного языка нами усвоены.

    Когда появляются в речи звуки "Х" и "Хь"

    Освоение звуков речи для человека представляет собой сложный процесс. Для того чтобы овладеть артикуляцией речевых звуков, ребенку требуется около трех лет. Перед тем, как появятся речевые звуки, у ребенка наблюдаются звуковые реакции.

    Примерно в возрасте от 2 до 3 месяцев появляется гуление (гуканье), включая такие реакции, как кряхтение и радостное повизгивание. В этот период ребенок тренирует свои органы речи, хотя звуки, которые он издает, нельзя считать речевыми. Тем не менее, во время гуления можно услышать звуки, напоминающие гласные и согласные звуки Г, К, Х.

    По мере развития, около 4-5 месяцев, появляется лепет, включающий разнообразные звуки, как свойственные человеческой речи, так и из других языков.

    К 7-8 месяцам дети начинают повторять звуки речи окружающих. Они начинают различать гласные и согласные звуки и формируют слоговые элементы. В конечном итоге, к концу первого года, начинают появляться первые слова.

    Звуки "Х" и "Хь" в речи обычно появляются к полуторагодовалому возрасту.

    На что нам следует обратить внимание, если произношение звука "Х" и его мягкой пары нарушается

    Когда звук "Х" произносится искаженно, можно услышать слабый гортанный шум или "горловой выдох". Это происходит из-за того, что во время звукообразования воздушный поток на выдохе сталкивается со сближенными голосовыми складками, а не с задней частью спинки языка и мягким небом.

    Если вы услышите звук "Ль", хлюпающий, это означает, что произносится он вместо "Х" из-за неправильного положения языка. Боковые края языка не прилегают к коренным зубам, что приводит к образованию щелей по бокам, через которые воздух уходит в бок. Например, "МУХА" звучит как "МУЛЬА".

    При хитизме звук "Х" может быть пропущен или отсутствовать. Например, слово "ХАЛАТ" может быть произнесено как "АЛАТ". Ребенок, произнося слово из двух-трех рядом стоящих согласных звуков, может опустить один звук, произнося только тот, который имеет ударение. Например, "ХЛОП" произносится как "ЛОП".

    Длинное, новое для ребенка слово может быть произнесено с перестановками или пропусками звуков и слогов. Например, "ХОХОТУШКА" может быть сокращено до "ХОТУШКА" или "ХОТОХУШКА".

    Звук "Х" также может быть заменен на другой звук. Например, "УХО" может быть заменено на "УТО". Это происходит из-за того, что звук образуется не задней частью языка, а передней. Иногда вместо "Х" можно услышать звук "К" (например, "ХОЧУ" заменяется на "КОЧУ"). Это происходит из-за трудностей ребенка в различении звуков по слуху.

    Также бывает, что твердый звук "Х" заменяется на его мягкую пару "Хь" (например, "ХЛЕБ" произносится как "ХЕБ"). Иногда происходит смешение звуков (взаимозамены), когда одно и то же слово звучит по-разному из-за неполного различения ребенком речевых звуков по слуху и неправильной артикуляционной позиции звука.

    Почему возникают нарушения в произношении звуков "Х" и "Хь"

    При хитизме, нарушения в произношении звуков "Х" и "Хь" могут быть обусловлены несколькими факторами. Во-первых, мышцы речевого аппарата у детей еще слабые и малоподвижные. Это может приводить к двигательным нарушениям в работе аппарата из-за повышенного (гипертонуса) или пониженного (гипотонуса) тонуса мышц, что проявляется в напряжении или вялости шеи, языка, губ.

    Во-вторых, окружающие взрослые могут иметь сами речевые дефекты и мало общаться с ребенком, что также может влиять на его произношение. Также нарушения могут быть связаны с недостаточно развитым речевым слухом, из-за чего звуки могут распознаваться неправильно.

    Также хитизм сопровождается нарушениями в произношении, вызваными структурными особенностями речевого аппарата, такими как

    • слишком высокое и узкое твердое небо,
    • врожденное незаращение нёба,
    • или нарушения слуха.

    Звуки "Х" и "Хь" являются звуками раннего онтогенеза и обычно появляются в речи к 1,5-2 годам, однако нарушения в их произношении могут наблюдаться в этом возрасте и более позднем.

    Как можно помочь ребенку, чтобы звуки "Х" и "Хь" появились и закрепились в его речи

    Первоочередно, важно укреплять мышцы артикуляционного аппарата. Для этого поможет артикуляционная гимнастика, выполнение которой ежедневно способствует улучшению произносительных навыков.

    Для того чтобы ребенок ощутил органы артикуляции, полезно проводить упражнения, направленные на улучшение подвижности задней части спинки языка и его подъема к мягкому нёбу. Такие упражнения включают в себя "глотание" капель воды, выполнение "зевоты" и игру «Кто сильнее»

    Для произнесения звука "Х" необходимо правильно тренировать речевой аппарат. Например, упражнение "Высокая горка" помогает задействовать заднюю часть языка и мягкое нёбо, а "Низкая горка" помогает формированию щели между языком и нёбом, через которую проходит выдыхаемый воздух.

    1. Глотание: Попросите ребенка сесть прямо и немного наклонить голову вперед. Затем дайте ему небольшую каплю воды и попросите проглотить ее, при этом ребенку нужно чувствовать, как язык идет немного назад.
    2. Зевота: Просто попросите ребенка имитировать зевок несколько раз, это упражнение поможет расслабить мышцы языка.
    3. Кто сильнее (Поборимся): Ребенок должен сидеть прямо, а взрослый ставит свой указательный палец на кончик языка. Затем ребенок должен пытаться вытолкнуть палец языком, а взрослый мягко и постепенно отодвигает язык назад по дну рта, чтобы ребенок не ощущал дискомфорта.

    4. Высокая горка. В упражнении "Высокая горка" нужно сделать следующее:

    1. Откройте рот широко и улыбнитесь.
    2. Слегка отведите кончик языка назад от нижних зубов.
    3. Поднимите заднюю часть языка как можно выше так, чтобы она касалась мягкого нёба.

    Когда вы выполните это упражнение правильно, почувствуете, что задняя часть языка поднята вверх и касается мягкого нёба. Это важно, потому что при произнесении звука "Х" образуется щель между задней частью спинки языка и мягким небом, через которую проходит выдыхаемый воздух.

    1. Низкая горка: Предложите ребенку сделать "невысокую горку" языка, а затем попросите его надуть "ветерок" изо рта, чтобы ощутить движение языка.
    2. Согреем ладошки: Подведите руку ребенка к его лицу и попросите его выдохнуть воздух на ладонь, при этом произнося "Х-Х-Х". Это поможет ему почувствовать поток воздуха от языка.
    3. Зеркало (стекло) запотело: Попросите ребенка открыть рот и выдохнуть на зеркало или стекло, чтобы создать пар. Затем покажите ему, как пара делает поверхность зеркала или стекла "запотелой".
    4. Посмеемся: Предложите ребенку смеяться, произнося "ХА-ХА-ХА". Это поможет ему научиться контролировать выдох во время произнесения звука "Х".
    5. Для звука мягкого Хь: Подведите руку ребенка к его лицу и попросите его выдохнуть воздух на ладонь, произнося "ХИ-ХИ-ХИ". Это поможет ему почувствовать поток воздуха от языка при произнесении мягкого звука "Хь".
    6. От уже имеющихся звуков, можно поставить Х, Хь: Если ребенок уже умеет произносить звуки Х и Хь, можно использовать их для дальнейшей практики и улучшения артикуляции.

    Для произношения мягкого звука "Хь" также можно использовать упражнения, направленные на улучшение подвижности языка и губ. После этого можно переходить к закреплению этих звуков в слогах и словах, обращая внимание на положение органов артикуляции и соседние звуки. Если ребенку трудно освоить звуки самостоятельно, важно обратиться за помощью к специалисту.

    Постановка звука "Х" при умении произносить другие звуки

    Если у ребенка уже есть навык произношения некоторых звуков, можно использовать следующие методики для введения звуков "Х" и "Хь".

    Если ребенок уже может произносить мягкий звук "Хь", можно научить его произношению твердого звука "Х". Вот как это сделать:

      • Шаг 1: Попросите ребенка произнести звук "ХИ-ХИ-ХИ" и заметьте, как его губы и язык позиционируются.
      • Шаг 2: Приоткройте рот на ширину указательного пальца и попросите ребенка повторить последовательность звуков. Если услышите "ХЫ-ХЫ-ХЫ", продолжайте к следующему шагу.
      • Шаг 3: Если "ХЫ" не получается, попросите ребенка слегка зажать два пальца (указательный и средний) передними зубами и произнести звуки "ХЭ-ХЭ-ХЭ". Повторите это несколько раз, пока звук не станет четким.
      • Шаг 4: После успешного выполнения предыдущих шагов, попросите ребенка посмеяться, произнося "ХА-ХА-ХА". Это поможет закрепить правильное произношение звука "Х".

    Произношение звука "Х" после звука "К"

    Если у ребенка есть звук "К", можно использовать его для усвоения звука "Х":

    • Попросите ребенка долго произнести звук "К-Х-Х-Х", обращая внимание на звук "Х".

    Произношение звука "С" для формирования звука "Х":

    Методика пошагово выглядит следующим образом:

      • Просите ребенка произнести слоги "СА-СА-СА".
      • В момент произнесения, нажимайте ватной палочкой или шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживайте его за нижними зубами.
      • Постепенно продвигайте язык вглубь, меняя произношение от "СА" к "СЯ", "СХЯ", и в конце, к "СХА".

    Произношение мягкого звука "Хь":

    Методика аналогична произношению звука "Х", однако продвигайте язык вглубь, пока не услышите "ХЯ".

    Закрепление звуков в слогах:

    После успешного овладения произношением звуков "Х" и "Хь", можно перейти к закреплению их в слогах. Обращайте внимание на положение органов артикуляции при произношении звуков.

    Эти методы помогут ребенку усвоить новые звуки и улучшить своё произношение.

    Игровые упражнения для закрепления звуков "Х" и "Хь":

    Звук "Х"

    Прямые слоги:

      • "ХА-ХА-ХА", "ХО-ХО-ХО", "ХЭ-ХЭ-ХЭ", "ХЫ-ХЫ-ХЫ".
      • "ХА-ХО-ХУ-ХЫ", "ХО-ХУ-ХЫ-ХА", "ХУ-ХЫ-ХА-ХО", "ХЫ-ХА-ХО-ХУ".

    Обратные слоги:

      • "АХ-АХ-АХ", "ОХ-ОХ-ОХ", "ЭХ-ЭХ-ЭХ", "УХ-УХ-УХ", "ЫХ-ЫХ-ЫХ", "ИХ-ИХ-ИХ".
      • "АХ-ОХ-УХ-ИХ", "ИХ-АХ-ОХ-УХ", "УХ-ЫХ-ОХ-ЭХ", "ОХ-АХ-ИХ-УХ".

    Слоги со стечением согласных:

      • "ХВА-ХВО-ХВУ-ХВЫ", "ХВО-ХВЫ-ХВА-ХВУ", "ХВЫ-ХВА-ХВО-ХВУ".
      • "АХВА-ОХВА-УХВА-ЫХВА", "ЫХВА-ИХВА-ОХВА-УХВА".
      • ВХА-ВХО-ВХУ-ВХЫ, ВХЫ-ВХА-ВХО-ВХУ.
      • АВХ-ОВХ-УВХ-ЫВХ, ЫВХ-АВХ-ОВХ-УВХ.

    (Эти варианты представлены в сочетании со звуком В. То же самое с согласными:М,Н,Т.)

    Слова с звуком "Х":

      • Начало слова: хаос, хаки, ходики, хобот, ходоки, худоба, худи, худой.
      • Двойные "Х": хаханьки, хохотать, хохотун, хохот.
      • Середина слова: уха, муха, помеха, птаха, ухо, тихо, самоход.
      • Конец слова: бах, мох, мах, дух, пух, пых, мех, выдох, конюх, потух, нюх, петух.
      • Звук Х в словах со стечением согласных: бухта, вахта, тахта, пихта, кухня, яхта, пыхтеть, хвоя, хна, хватка, хмыкать, хныкать.

    Словосочетания:

    охать от боли, нюхать пионы, ходить на охоту, уехать на отдых, махровый халат, ветхая хата.

    Предложения:

      • "Хата стояла на холме."
      • "У собаки лохматый хвост."
      • "Петух и хохлатка ходили между лопухами."

    Игровое упражнение "Продолжи слово":
    Возду..(х), пасту...(х), пету...(х), мо..(х), пу...(х).

    Игровое упражнение "Договори фразу":
    Выберите слова со звуком "Х" для следующих фраз:

    • "На обед подают ...(суп, кашу, уху)."
    • "На окне отдыхает... (кот, петух)."
    • "На полу сидит... (собака, муха)."

    Чистоговорки:

    • "Ха-ха-ха - будет на обед уха."
    • "Ха-ха-ха - очень вкусная уха."
    • "Ху-ху-ху - на обед едим уху."

    Мы хотим идти в поход - Нам помеха - тихоход.

    Хвоей пахнет хвойный лес - Запах хвои до небес.

    Рассказ: Кот-хапуга В хате нет никого. Тихо тикают ходики. По кухне ходит худой кот. Он находит окуня, нюхает находку. Кот-хапуга хватает находку в охапку и убегает.

    Звук Хь «Эхо» («Повторяшка»): Прямые слоги:

    • ХЕ-ХЕ-ХЕ, ХИ-ХИ-ХИ, ХЯ-ХЯ-ХЯ.
    • ХЯ-ХЕ--ХЮ-ХИ, ХЕ-ХЮ-ХИ-ХЯ, ХИ-ХЯ-ХЕ-ХЮ.

    Звук Хь в начале слова: химия, хибара, хижина, химикаты. Звук Хь в конце слова: духи, пастухи, пряхи, мухи. Звук Хь в словах со стечением согласных: мхи.

    Слова с двумя Хь: хихикать.

    Словосочетания: купили духи, кричат петухи, написал стихи, дети хихикали.

    Предложения: Лиса — хитрая хищница. Около дома росли лопухи. Мама купила духи. Петухи забрели в подсолнухи.

    Чистоговорки:

    • Хи-хи-хи - мама купит мне духи.
    • Хе-хе-хе - скачут дети на блохе.
    • Охи, ахи - нету птахи, нету птахи на папахе.

    Игровое упражнение «Договори фразу»: Выбрать из предложенных слов со звуком Хь.

    • Маша пишет... (сказки, стихи).
    • На утренней заре громко поют... (петухи, соловьи).

    При закреплении мягкого Хь, необходимо упражняться в дифференциации его с твёрдым, Х. Упражняем на различие как в произношении, так и на слух.

    Слоги:

    • ХА-ХЯ, ХО-ХЕ, ХУ-ХЮ, ХЫ-ХИ, ХЭ-ХЕ.
    • ХА-ХА-ХЯ, ХЫ-ХЫ-ХИ, ХЕ-ХЕ-ХЭ, ХЕ-ХЕ-ХО.
    • ХЮ-ХУ-ХЮ, ХЫ-ХИ-ХЫ, ХЕ-ХЭ-ХЕ.
    • АХА-АХА-АХЯ, АХИ-АХИ-АХЫ, АХО-АХЕ-АХО.
    • УХ-УХЬ-УХЬ, ОХ-ОХ-ОХЬ.
    • ПХА-ПХЯ, ПХИ-ПХЫ.

    Игровое упражнение «Какой звук в слове?»: Халва, хищник, хулиган, хитро, хлеб, хлев, хижина.

    Словосочетания: Хитрый хорек, хочет духи, хвост хищника.

    Чистоговорки:

    • ХА-ХА-ХА - будет на обед уха,
    • ХИ-ХИ-ХИ - дайте на обед ухи.

    Повторить фразы: Хитрая лиса охотится на петуха. Михаил хохотал, а Михей хихикал.

    Учим различать К-Х. Игровое упражнение «Повторяй, не зевай»:

    • КА-КА-ХА, КО-КО-ХО, КУ-КУ-ХУ, КЫ-КЫ-ХЫ, КЭ-КЭ-ХЭ.
    • КА-ХА-КА, КО-ХО-КО, КУ-ХУ-КУ, КЫ-ХЫ-КЫ, КЭ-ХЭ-КЭ.
    • ОХА-ОКА, ОХО-ОКО, ОХУ-ОКУ, ОХЫ-ОКЫ, ОХЭ-ОКЭ.

    Игровое упражнение «Ловим звуки»: На звук К - хлопнуть, на звук Х - топнуть. К, П, Д, Х, Н, Г. К, Х, Т. К, Т, Х. ХА, КА, ПА, ДА, ТА, КА, ОК, ОП, ОХ, ОК, ОД, ОГ.

    Игровое упражнение «Поменяй звук»: Надо заменить звук К на Х или Х на К. сук — хух, мок — мох, бак — бах, мак — махать.

    Игровое упражнение «Продолжи слово»: лу... (х), вени ... (х), ме ... (х), горо ... (х), песо ... (х), оре ... (х), пету ... (х), звоно... (х).

    Игровое упражнение Найди картинку к словам: Мука - муха, бак-бах, макать-махать.

    Стихотворение на дифференциацию К-Х:

    Хомка-хомка хомячок,

    Пушистый бочок,

    Глазки бусинки черны,

    Лапки очень коротки,

    Хвостик маленький,

    Носик красненький!

    Если ребёнок правильно произносит звуки "Х" и "Хь" в самостоятельной речи и постоянно, то работа считается завершённой.

    Если не удается добиться результата, необходимо обратитьс к логопеду.


    Не нужно откладывать решение проблем "на потом", обращайтесь к нам прямо сейчас! Для вас или вашего ребёнка действует бесплатная диагностика!

    Мы проводим занятия с логопедом онлайн по удобным вам средствам связи через интернет независимо от вашего места проживания.

    Наши логопеды рады вам помочь каждый день без выходных 9:00 до 21:00 по московскому времени.

    А также, вы можете очно посещать наших логопедов в Москве, выбирайте район!